Еще до своего избрания на пост главы государства, каждый раз, когда очередное происшествие потрясало общественное мнение, Николя Саркози немедленно выступал в СМИ в качестве добровольного общественног обвинителя. Сейчас его мишенью стала судебная власть. Но поможет ли рецепт Саркози остаться в Елисейском дворце на второй срок?
Дело «Летиции»
Все началось с трагического происшествия, случившегося в начале 2011 года, когда в окрестностях Порника (атлантическое побережье Франции) в ночь с 18 на 19 января исчезла молодая Летиция Перре. Восемнадцатилетняя девушка возвращалась на скутере домой после рабочего дня в отеле-ресторане. После нескольких дней интенсивных поисков в окрестностях, на дне одного из водоемов полиция обнаружила фрагменты тела, а также голову девушки. Экспертиза показала, что жертва была сначала задушена, а затем расчленена. Убийцу арестовали практически сразу. Им оказался рецидивист со стажем, Тони Мейон, ранее уже осужденный за убийство и вышедший из тюрьмы в феврале 2010 года.
Вмешательство президента
В течение нескольких дней это дело не сходило с первых полос общенациональных СМИ, и вывало бурю эмоций и негодования по всей Франции. Действительно, после освобождения Мейон совершил ряд правонарушений, среди которых были и очень серьезные, но при этом его не задерживали.
В случае Мейона, следует уточнить, что он должен был пребывать под надзором правоохранителей, но этого не было по причине хронического отсутствия штата. В момент наивысшего накала страстей в это дело вмешался и Николя Саркози, обрушив свой гнев на судебные и правоохранительные органы, используя в их адрес крайне жесткие высказывания. В частности, президент говорил о «серьезной дисфункции», благодаря которой подозреваемый был выпущен на свободу, об «промахах» в связи с тем, что этого человека не сопровождал инспектор по реинтеграции в общество, и о «санкциях» для виновных в этой ситуации. Несколькими днями позже он принял в Елисейском дворце близких жертвы, чтобы засвидетельствовать им свою поддержку в этой драме.
Бурная реакция
Высказывания Саркози вызвали мгновенную реакцию со стороны представителей судебной ветви власти и судейских профсоюзов. Так, судья по антитеррористическим делам Марк Тревидич вернул обвинения самому Саркози, заявив, что системе надлежащим образом функционировать мешает ограниченность средств, предоставленных правительством, сострив вдогонку, что президент Франции – тоже в своем роде «рецидивист со стажем».
Во множестве судов страны поднялась обширная волна протестов, ознаменовавшаяся переносом всех несрочных слушаний.
Предвидимые последствия
Учитывая непопулярность и непрекращаемую критику, с которой приходится сталкиваться судебной системе, более чем вероятно, что Николя Саркози одержит в этом армрестлинге победу. Которая ему нужна как воздух: соцопросы фиксируют падение рейтингов действующего президента. Поэтому, по мере того как будут приближаться следующие выборы, можно будет наблюдать, как глава исполнительной власти бесстыдно будет эксплуатировать и другие темы из рубрики «Происшествия». Однако, не факт, что это гарантирует ему успех на выборах 2012 года. Ведь проблема безработицы и других экономических неурядиц серьезно потеснила тему недостаточной безопасности в хит-параде главных тревог французов. При таких обстоятельствах, какой-нибудь специалист из мира финансов, как например, Доминик Стросс-Кан, вполне может стать серьезной альтернативой Николя Саркози с его набором заезженных методик.