Британские учёные обнаружили протеин способный регенерировать органы

Британские генетики обнаружили в структуре ДНК человека ключевой сегмент, который, при определенных условиях, может стать основным в области перспективных направлений регенеративной медицины. Обнаруженный протеин также присутствует в структуре ДНК ящериц, саламандр или тритонов и позволяет им восстанавливать утраченные конечности или их фрагменты.

Вместе с тем, медики говорят, что подобные опыты напрямую затрагивают стволовые клетки человека, а потому в ряде случаев они вступают в противоречие с запретом на клонирование во многих странах.

Исследователи из Университетского колледжа в Лондоне показали, что протеин nAG, присутствующий в нервных и кожных клетках, как выяснилось, играет ключевую роль в производстве групп незрелых клеток, также известных как бластема. Именно из бластем в последующем дифференцируется и вырастает отдельный орган.

Медики говорят, что о важности протеина nAG свидетельствует тот факт, что даже когда нервные клетки были отделены от конечностей в процессе опытов, то в нормальном состоянии рост клеток невозможен, однако при помощи искусственного производства протеина, клетки продолжали рост.

Эти данные британские ученые опубликовали в научном издании Science. Доктор Аноп Кумар, один из авторов исследования, говорит, что в перспективе данные знания должны помочь в решении проблемы регенерации клеток и конечностей в организмах млекопитающих, в том числе и людей.

Сегодня перед специалистами стоит задача понять, изучить и попытаться воспроизвести молекулярные сигналы, которые происходят в клетках в периоды формирования бластемы и регенерации органов. Далее эти сигналы следует попытаться воспроизвести в нерегенеративных частях тела, таких как руки или ноги.

"Когда именно мы сможем восстанавливать различные части тела пока неясно, однако обнаружение протеина nAG, являющегося ключевым сегментом в данном процессе, определенно большой шаг вперед", - говорит Девид Стокум, один из участников исследования.

Специалисты говорят, что такие животные, как тритоны, фактически способны производить хитроумный трюк - их организм способен превращать клетки в недиффиренцированные стволовые группы, которые в последствии начинают делиться и превращаются в полноценные органы. У млекопитающих эта способность в процессе эволюции была утрачена.

"Понять этот процесс - очень важно, однако это еще не гарантирует успешность опытов с людьми", - говорит Джереми Брокес из Университетского колледжа в Лондоне.