Это не первые аресты военачальников и их единомышленников – юристов, журналистов, профессоров, стоящих на позициях основателя современной Турции – Мустафы Кемаля Ататюрка. 20 июля 2009 года в Стамбуле начался судебный процесс по делу участников подпольной организации Эргенекон. Этот процесс – символ разногласий между исламистско-консервативными силами и кемалистами, подрывающих Турцию несколько лет подряд.
Кемалисты против Эрдогана
Партия справедливости и развития Реджепа Эрдогана находится у власти с 2002 года. В июле 2007 Эрдоган выиграл выборы в законодательный орган страны, получив более 46% голосов. Эта победа обеспечила пост президента страны Абдулле Гюлю, хотя военные и выступали против его кандидатуры. Кемалисты обвиняют сторонников Эрдогана в том, что они посягают на фундаментальные принципы государства, основанного в 1923 году Ататюрком, первым президентом современной Турецкой Республики.
Реджеп Эрдоган
Старые и новые турецкие элиты уже многие годы борются за власть. И сегодня мы являемся свидетелями медленной смены режима: место секулярной, антиклерикальной республики Ататюрка (демократической формально, но ориентированной на авторитарно-военную модель) занимает нечто новое. В стране появился новый класс преуспевающих граждан, ориентированных на традиционные исламские ценности. И этих «новых турок» уже прозвали «анатолийскими тиграми». Именно их деньги проложили дорогу к власти исламским консерваторам во главе с Реджепом Эрдоганом.
Дело генералов
В деле турецких генералов, арестованных в конце февраля, много неясного. Существовал ли действительно план свержения правительства Эрдогана в 2003 году и дестабилизации в стране? Одни говорят, что да, существовал. Все должно было начаться с мечетей и музеев, быть может, пришлось бы даже сбить какой-то самолет и возложить вину на исламистов. Другие подвергают это сомнению и говорят о «военной игре».
Абдулла Гюлль с супругой
Так или иначе, но большинство европейских комментаторов единодушны во мнении: во-первых, многое в ходе судебного процесса будет скрыто от общественности, а во-вторых, за время, когда в 2002 году власть в Турции получили исламистские консерваторы во главе с Реджепом Эрдоганом, ситуация в стране кардинально изменилась.
Изменилось и отношение людей к военным. Прежде неприкасаемые стали прикасаемыми. Для Турции это революция в сознании людей. Военных всегда считали той самой силой, которая может противостоять коррумпированным и ненадежным в идеологическом отношении политикам, если необходимо – то и с применением насилия. За период с 1960-го по 1980-й годы Турция пережила четыре путча. Первый, в 1960-м, завершился казнью избранного премьер-министра Аднана Мендереса. Последний, в 1997 году, был мирным. Обошлось без насилия.
Борис Калноки, комментатор немецкой праволиберальной газеты «Вельт», считает, что самую важную роль в нынешних событиях в Турции сыграло то, что США по-иному расценивают стратегическое значение этой страны. Когда во времена «холодной войны» коммунистические агитаторы старались дестабилизировать ситуацию в Турции, входящей в НАТО, Вашингтон считал, что единственным гарантом покоя являются военные. Потому и не критиковали военные перевороты.
Теперь ситуация изменилась. Действия в духе «холодной войны» – история. Главный конфликт наших дней – борьба с радикальным исламом. Американцам нужна модель страны, с помощью которой можно показать, что и ислам может быть экономически эффективным. Только его нужно реформировать и придать ему демократические черты. Такой режим должен ориентироваться на США. И Турция может, по их мнению, стать этим примером.
Но для этого Турция должна снова вернуться к традиционному исламу. Ведь прежде именно турки показали, что ислам можно «кастрировать» политическими способами, и благодаря этому стать вполне успешной страной. Таково было видение Ататюрком будущего Турции, а военные более 80 лет стояли на страже национальных интересов. Это, конечно, не значит, что американцы списали военных как серьезную политическую силу. Но сейчас в споре кемалистов и новых элит, ориентированных на ислам, Вашингтон готов встать на сторону последних.
Поживем – увидим?
Мурат Озен Оглу преподает физику в американском колледже Стамбула. Он – последовательный кемалист. Его родители до прихода к власти Эрдогана занимали высокие посты в правительстве, многие родственники получили образование в европейских вузах, но вернулись работать в Турцию. Мурат говорит, что Ататюрк вытащил страну из исламской пустыни, европеизировал и сделал современной. Сейчас, по его словам, происходит обратное – откат в прошлое. Мурат не собирается уезжать и сочувствует генералам: «Мы еще посмотрим, кто окажется прав в конечном счете – военные или “новые исламисты”».
СПРАВКА "ЛБ"
Кемализм
Идеология, выдвинутая Кемалем Ататюрком и получившая название «кемализм», доныне считается официальной идеологией Турецкой Республики. Она включала в себя 6 пунктов, впоследствии закрепленных в Конституции 1937 года: 1.Республиканизм. 2. Национализм. 3. Народность. 4. Лаицизм (светский характер государства и отделение государства от ислама). 5. Этатизм (ведущая роль государства, главное – в экономике). 6. Революционность (под ней понимались, прежде всего, вестернизаторство и борьба с пережитками традиционного общества). Национализму отводилось почетное место, он рассматривался как база режима. С национализмом был связан принцип «народности», провозглашавший единство турецкого общества и межклассовую солидарность внутри него.
Национализм и политика тюркизации меньшинств
Согласно Ататюрку, элементами, которые укрепляют единство нации, являются:
1 Пакт о национальном согласии.
2. Национальное воспитание.
3. Национальная культура.
4. Единство языка, истории и культуры.
5. Турецкое самосознание.
6. Духовные ценности.
В рамках этих концепций гражданство было законодательно отождествлено с этничностью, все жители страны, включая курдов, составлявших более 20% населения, были объявлены турками. Все языки, кроме турецкого, были запрещены. Вся система образования базировалась на воспитании духа турецкого национального единства.