ГлавнаяСпорт

Рота капитана Дэвида Мойеса

«Нахт вахт», «нахтигаль» и «мистер Нах». Что общего между этими понятиями? Об этом нам «доложил» стартовавший чемпионат Англии

Фото: EPA/UPG

В амстердамском Рейксмюзайум, или, говоря «на простом гражданском языке» – Государственном музее, есть одна оригинальная картина, принадлежащая сразу двум художникам – Франсу Хальсу и Питеру Кодде – Скудная рота. Может быть, кто-то спросит, ну и что тут оригинального? Действительно, каких только дуэтов не существовало на белом свете? Политических, музыкальных, комических, космических в конце концов – Союз-Аполлон, императрица Екатерина II и граф Орлов, Маркс и Энгельс, Тарапунька и Штепсель (ух-ты, неплохая амплитуда шараханий!), на худой конец – Басков и Повалий. Впрочем, почему это у партнера депутата, ах какой Рады, должен быть непременно «худой конец»?!

Вернемся к нашей Скудной роте, однако. Или, как ее еще называют – Рота капитана Рейнира Раля. В совместной работе Хальса-Кодде необычным было то, что первоначально заказ картины был отдан художнику не из «своего района» – заказчики были амстердамские, а Хальс был родом с Харлема. Вы можете себе представить, чтобы тендер на строительство торгового центра, к примеру, на Луганщине выиграла бы компания… с Тернопольщины? Вот примерно таким же удивительным было решение амстердамских «инвесторов» отдать «тендер» Хальсу, для которого изначально еженедельные поездки из Харлема в Амстердам и обратно виделись уж очень утомительными.

Именно кочевым образом жизни художника можно объяснить то обстоятельство, что спустя три (!) года картина все еще была не закончена. Терпение у шестнадцати «янычар» иссякло. Хальсу было поставлено условие – через полмесяца завершить эпопею с картиной. В противном случае обещанных за нее 1056 гульденов он не получит. Наивные, не на того нарвались – Хальс за три года картину не написал, а они хотели, чтобы он ее за две недели закончил! В общем, шантаж не прошел. Уроженец Харлема оказался тверд как кремень мушкета, и от дальнейшего сотрудничества с гвардейцами отказался.

«Ротному» ничего не оставалось, как «дальше пойти по базару и купить» другого художника – Питера Кодде, чему все мушкетеры, наверняка, были только рады. Во-первых, «трансферная сумма», т.е. те самые 1056 гульденов, остались на «балансе клуба», а во-вторых, картина была практически на завершающей стадии. Оставалось сделать каких-то «пару мазков». Однако менееру Питеру было непросто повторить кисть Хальса. Например, искусствоведы четко классифицируют, что самый левый (не в смысле – не учтенный, а в смысле – расположения) гвардеец в стальном френче и с оранжевым поясом – это рук дела Хальса, а его коллега в центре с таким же оранжевым поясом, но в песочном френче – это Кодде.

По правде сказать, «невооруженным глазом», т.е. нам с вами, тяжело определить – кому из гвардейцев посчастливилось быть запечатленным рукой Хальса, а кому – Кодде. Но не в этом суть. Важно, что именно эту картину, в свое время, отмечал один «нелетучий» голландец по имени Винсент. Он так откровенно и заявил: «Стоит поехать в Амстердам ради этой одной картины». Не будем спорить с господином Ван Гогом, тем более что у него был свой, своеобразный взгляд на окружающий мир. Отметим только, что в наше время его точку зрения поддержали бы немногие – в столице Нидерландов и без «Скудной роты» есть на что посмотреть, послушать, пощупать, понюхать... Достаточно посетить Red light district или зайти в первый попавшийся сoffee shop, например The Bulldog, или взглянуть на «Нахт вахт», т.е. – «Ночной дозор», который представлен публике в том же Рейксмюзайум.

Суонси-Манчестер Юнайтед 1:4

Фото: EPA/UPG

В отличие от «Низких Земель» (как переводятся «Нидерланды»), на британской земле давненько не выставляли ни ночных, ни дневных, ни каких-либо иных дозоров. Не стал исключением и прошедший уик-энд. Хотя предпосылки для этого были.

Если принять во внимание тот факт, что впервые за последние более чем четверть века (!) в календарном матче чемпионата Англии понятия «Манчестер Юнайтед» и «Алекс Фергюсон» не имели тождественного равенства – переписывать историю МанЮнайтед взялся его новый «летописец» – Дэвид Мойес. И вот «ради этой одной картины стоило поехать в Суонси», где Мойесом была «начертана» заглавная буква «Летописи временных лет new МЮ». Признаться, эта выведенная на валлийской земле каллиграфическим почерком Мойеса буква уж очень походила на букву «V», что дает нам повод заподозрить, в перспективе, слово «Victoria». Природа сделала его хорошим вахмистром, но лишь время даст нам ответит на вопрос: сделали ли обстоятельства из Мойеса полководца? Под «обстоятельствами», конечно, подразумевается его переход в МанЮнайтед.

Однако в дебюте поединка у шотландского менеджера «красных дьяволов», будем откровенны, было немного поводов прогнозировать столь роскошную итоговую победу на «Либерти». Нужно отдать должное валлийскому клубу, игроки которого начали поединок довольно уверенно. Контроль мяча в средней линии поля позволил «лебедям» захватить инициативу, и, пожалуй, скорее они играли первым номером, нежели чемпион страны, который уповал в основном на контратаки. Одна из таких атак на 9-й минуте завершилась опасным ударом правого защитника Фила Джонса с угла штрафной площади. Хозяев выручил голкипер. Этот момент несколько преобразил атакующие действия гостей. Спустя шесть минут потенциальная угроза воротам Ворма исходила от Гиггза, практически вышедшего один на один с голкипером. Правда, в завершающей стадии атаки, Райан несколько перемудрил. На 18-й минуте шанс открыть счет предоставился уже Уэлбеку, с ударом которого вновь справился Ворм. Своими удачными действиями голландский голкипер хозяев словно взбодрил партнеров по команде. И последующая 10-минутка прошла с явным игровым преимуществом «лебедей». На 19-й минуте Роутледж легко в чужой штрафной площади расправился с Фердинандом и нанес удар низом в дальний угол ворот. Де Хеа лишь кончиками своих длинных рахманиновских пальцев удалось отвести угрозу от ворот. На 23-й минуте, в ближнем бою у угла вратарской площадки, длинным выбросом левой ноги, словно шпагой, мог переправить мяч в ворота гостей нападающий хозяев Мичу. Вновь единоборство выиграл голкипер, переправивший мяч на угловой. В этом эпизоде невнимательно сыграл Видич, что позволило тому же Мичу нанести удар головой с семи метров. К несчастью для подопечных Микаэля Лаудрупа, удар пришелся в полуметре от ворот.

Фото: EPA/UPG

Вышеописанные события показывают, сколь непростая для МЮ ситуация возникла к первому получасу игры. К счастью для них в составе «красных дьяволов» есть один футболист в возрасте начинающей мудрости. Это Райан Гиггз. Своей разрезающей передачей на Ван Перси в чужую штрафную площадь валлиец, по иронии судьбы выступающий против валлийской команды, на 34-й минуте практически предопределил итогового победителя поединка. Ибо, после того, как голландец блестящим ударом полуножницами открыл счет в матче, футболисты Суонси дрогнули, что позволило манкунианцам спустя всего минуту удвоить свое преимущество 0:2.

После перерыва единственной интригой поединка оставался, пожалуй, вопрос с выходом Уэйна Руни на поле. По мнению большинства болельщиков «красных дьяволов» Руни, в своих «политических играх» абсолютно ошибочно решил, что его неоспоримая нужность команде дает ему право индульгенции на его же дерзость. Что ж, своим появлением на поле за полчаса до окончания встречи, и своими двумя результативными передачами, Уэйн доказал, что, по крайней мере, в ближайшей перспективе он остается в обойме чемпионов Англии. На сколько растянется эта «ближайшая перспектива» – пожалуй, не знает никто, включая самого Руни.

Арсенал-Астон Вилла 1:3

Фото: EPA/UPG

За неделю до этого поединка исполнилось 3000 дней с того момента, когда команда Венгера выиграла свой последний трофей. Неизвестно, с какой помпой отмечали этот своеобразный юбилей сами «канониры» (и отмечали ли вообще), но судя по матчу с «Виллой» эта привлекательная цифра «3000» в дальнейшем вполне может трансформироваться в не менее привлекательные «3500…4000…».

На летнем трансферном рынке Арсен Венгер как всегда «блистал». Разговоры о том, что нынешний бюджет Арсенала позволяет Венгеру купить буквально любого игрока, остался, к неутешению их болельщиков, всего лишь разговором. Спрашивается: и где этот «любой»? Уж во всяком случае, под эту формулировку молодой французский (а какой еще у Венгера!?) форвард Яя Санного, купленный у Осера, вряд ли подходит. В то же время, избавившись за лето от балласта (по мнению того же Венгера) в количестве полутора десятков игроков, менеджер Арсенала накануне первого матча чемпионата оказался в довольно затруднительной и, в какой-то степени, даже комичной ситуации – попытаться хоть как-то набрать игроков на стартовый состав. Всему виной эпидемия травм, с которой столкнулись «канониры» накануне матча с Астон Виллой – к Вермалену, Диаби, Миячи и Монреалю добавился еще и Артета. А с учетом не набравших оптимальные кондиции Санья, Касорла, Рэмзи и Санного головная боль Венгера лишь усиливалась.

На удивление дебют поединка, извините за каламбур, эту головную боль переложил с больной головы на здоровую. На 6-й минуте провал всего правого фланга Астон Виллы позволил Чемберлену практически от центрального круга беспрепятственно проследовать с мячом до штрафной площади гостей. «Почин» своей бровки поддержали центральные защитники «Виллы», с буддийским спокойствием наблюдавшие, как Жиру с линии вратарской площадки ударом низом в угол открывает счет в матче 1:0. Но, как говорил товарищ Цицерон: «Удачи оказывают растлевающее влияние даже на мудрецов». Что уж говорить о неокрепших умах вечно молодых (по определению того же Венгера) «канонирах»!

Сперва кружение головы испытал польский голкипер хозяев Щесны, зачем-то выбежавший далеко за пределы собственной штрафной площади, чтобы, по его мнению, ликвидировать опасную контратаку гостей. На первый раз бельгийский форвард Астон Виллы Бентеке поляка, как и весь Арсенал, простил. Чего не скажешь о партнере бельгийца по атакующим действиям Габриэле Агбонлахоре, со стремительностью 25-го кинокадра, буквально прошившего весь центральный редут обороны Арсенала на 22-й минуте. «Подчищать» вальяжные действия своих защитников пришлось все тому же Щесны. Сделал он это эффектно, но неэффективно – Агбонлахор, от столкновения с голкипером, взмыл в воздух на добрый метр, что дало вполне справедливое право рефери поединка Энтони Тейлору назначить 11-метровый в ворота хозяев. Признаться, Кристиан Бентеке исполнил пенальти «нон шалон», как говорят французы, т.е. – чуть небрежно. Это дало шанс голкиперу мяч отбить. К несчастью для подопечных Венгера, мяч отлетел верхом на линию вратарской площадки, куда первым на добивание подоспел все тот же Бентеке и ударом головы реабилитировался за бездарно пробитый 11-метровый 1:1.

Фото: EPA/UPG

С этого момента у всех подопечных Пола Ламберта словно наступило Рождество! В роли Санта Клауса выступили как игроки Арсенала, так и рефери поединка. Первые, в лице Жиру, Росицки (дважды) и Касорла не использовали собственные голевые моменты. Второй же – практически любой спорный эпизод расценивал в пользу гостей. Как, например, тот, который произошел на 61-й минуте, когда Агбонлахор и Косельни сошлись в штрафной площади «канониров» в борьбе за мяч. В итоге Тейлор расценил подкат защитника Арсенала как не совсем чистый, предъявив тому желтую карточку, и, конечно, назначив второй пенальти в ворота Щесны. На этот раз Бентеке подошел к пробитию 11-метрового более ответственно, не оставив голкиперу никаких шансов 1:2. Спустя 5 минут рефери поединка вновь вынес неоднозначное решение, предъявив Косельни вторую желтую карточку за нарушение правил французом в центре поле.

На удивление, оставшись в меньшинстве, подопечные Арсена Венгера до конца поединка создали больше реальных голевых моментов, чем они же это создали, играя в равных составах. Более того, «канониры» доминировали на поле, вынудив футболистов Астон Виллы глубоко отходить для защиты собственных ворот. Именно на эндшпиль поединка приходятся выходы один на один с Гузаном хавбеков хозяев Росицки и Касорла. Особенно опасен был удар Санти Касорла на 78-й минуте матча с восьми метров, после которого мяч от рук голкипера гостей попал в перекладину ворот. Прощальный подарок гостям «канониры» вручили за 4-е минуты до финального свистка, когда практически вся команда буквально со стороны наблюдала, как испанский защитник «Виллы» с астрономической фамилией Луна от центрального круга убегает на рандеву со Щесны 1:3.

«Новый боевик Макса Линдера в театре на улице Петра Великого, 81, под названием «Она поклялась любить только военных!». Слабонервных и страдающих ожирением просим не ходить, потому что никто из них не выдержит гомерического хохота». Эта театральная афиша времен белогвардейского Владивостока из романа Юлиана Семенова «Пароль не нужен» как нельзя лучше может характеризовать настроения сегодняшних болельщиков Арсенала. После столь «успешного» начала сезона клятва «любить только военных», читай – «канониров», вряд ли найдет понимание среди болельщиков Английской Премьер-лиги. А насчет «гомерического хохота», то, к сожалению для поклонников Арсенала, «не смеяться» сейчас над их любимой командой – это все равно, что петь романсы под гармошку. И старинный русский музыкальный инструмент здесь не причем. Арсен Венгер, во-первых, должен разобраться в себе, в своем «хозяйстве», а затем уж… Впрочем, это продолжается уже девятый год. Виден ли этому процессу конец? Судя по доверию, которое оказывает Венгеру главный акционер клуба – бесспорно. Вот только хватит ли «жизни» болельщика Арсенала узнать точную дату завершения этого длинно текущего «эксперимента»?

Ливерпуль-Сток 1:0

Норвич-Эвертон 2:2

Сандерленд-Фулхэм 0:1

Вест Бромвич-Саутгемптон 0:1

Вест Хэм-Кардифф 2:0

Кристалл Пэлэс-Тоттенхэм

Челси-Халл

Манчестер Сити-Ньюкасл (будет сыгран сегодня)

Дадим английскому экспрессу немного разогнаться – в следующий раз, в начале сентября, мы проанализируем итоги первых трех туров АПЛ.

Юрій ЖуковЮрій Жуков, незалежний експерт англійського футболу
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram