ГлавнаяСпорт

​Илья Кваша: «Меня доставали со дна бассейна с разбитой головой»

В бассейне ЦСКА царит запах хлорки. После морозного воздуха сюда заходишь как в теплицу для выращивания экзотических фруктов — здесь тепло и влажно. Большая часть бассейна отдана пловцам, а на 1/6 части водной глади умещается сборная Украины по прыжкам в воду.

Фото: Макс Левин

Готовясь к визиту, натыкаюсь на фразу главного тренера команды Тамары Токмачевой о том, что законодатели мод в мировых прыжках — китайцы — подкупают судей отсутствием брызг при входе в воду. «Все китайцы - маленькие, плоские, худые. Вот эта обтекаемая форма тела плюс огромная работоспособность и дают такой результат», - объясняла Токмачева.

Пробравшись к вышкам пловцов и умостившись в кресле, понимаю, что непроизвольно меряю наших «сборников» по этим китайским лекалам. Развитая грудная клетка прыгунов, выпирающая как у племенных немецких овчарок, меня совсем не радует. «Что ж вы не плоские такие, как китайцы?», - задаюсь вопросом. А одна из прыгуний, обладающая классической женской фигурой, и вовсе повергает в уныние. Смотрю на нее чуть ли не с обидой. «Ну, девушка, сейчас вы наделаете брызг своей пятой точкой, - думаю. — Не то что плоские китаянки». Но спортсменка, к моему удивлению, входит в воду практически безукоризненно.

Выбираясь из бассейна, прыгуны рефлекторно устремляют взгляд на плазму, подвешенную на стене. Перегнувшись через перила, пытаюсь понять, что же там такое. Но экран совершенно пустой.

«Здесь ребята смотрят повторы своих прыжков, учитывают ошибки. Но в бассейне влажно, и экран постоянно гаснет», - поясняет Токмачева.

Фото: Макс Левин

У Тамары Владимировны поставленный тренерский голос, она постоянно подсказывает что-то подопечным, перекрикивая шум воды и другие голоса, которые в замкнутом пространстве отбиваются от водной ряби сильнее обычного. Замечание нашего фотографа Макса Левина, что на вышках ее голос почти не слышен, немного сбивает Токмачеву с толку, но она тут же находит контраргумент: «Мы так давно работаем вместе, что спортсмены уже по губам читают. Мы, к тому же, руками показываем, как нужно было исполнить прыжок».

На соревнованиях выполняются прыжки с трамплина (1 и 3 метра) и вышки (10 метров). Во время прыжка спортсмены выполняют ряд акробатических действий (обороты, винты, вращения). Судьи оценивают как качество выполнения элементов в полёте, так и чистоту входа в воду

Все еще находясь под впечатлением от спортсменов из Поднебесной, спрашиваю, не было ли попыток собрать группу из украинских китайцев и поработать с ними? Токмачева отвечает обстоятельно, не обращая внимания на членов группы «Здоровье», которые то и дело через сектор прыгунов пробираются к «голубым дорожкам». Привыкла уже к хождениям и к табличке «Абонементні та разові відвідувачі».

- Мы об этом думали. В Киеве хватает китайцев, приезжающих торговать. Они уже имеют детей. Но этим нужно заниматься вплотную. А здесь такие глобальные вопросы стоят: тренироваться негде, баз нет.

В моем родном Луганске в бассейне «Юность» воздух сейчас +20 . А вода +26. В тренировочном зале и вовсе +14. А должно быть +26+28. И когда ребята выходят из воды, у них стынут мышцы, связки. В итоге получаем гаймориты, отиты, травмы.

Вам здесь жарко? Но здесь воздух тоже не +26.

Тамара Токмачева пришла в прыжки в воду в 1993 году из спортивной гимнастики
Фото: Предоставлено Тамарой Токмачевой
Тамара Токмачева пришла в прыжки в воду в 1993 году из спортивной гимнастики

С отбором у нас тяжело. Такой селекции жесткой, как у Китая, у нас нет. У них вся система подготовки заимствована у бывшего СССР. В свое время они пригласили бывшего тренера сборной Союза, и он им поставил прыжки. Выделяются сумасшедшие деньги, есть центры олимпийской подготовки, спортинтернаты. Когда ребенка забирают у родителей, его сразу ставят на государственное обеспечение — питание, медицинское обслуживание, обучение.

У нас, по сути, нет настоящих центров олимпийской подготовки. Вот этот бассейн не соответствует нормам. У нас нет централизованного питания, зал разминочный очень маленький, не все вышки соответствуют требованиям для синхронных прыжков — расширенная только «десятка», а есть же еще «пятёрка», «семёрка» (высота в метрах. - Lb.ua).

Здесь есть зал тренировочный, где идет батутная, акробатическая, хореографическая подготовка. Есть "сухой" метровый трамплин - с соскоком на жесткую поверхность, на маты. Всё это — подводящие упражнения для работы на воде. Так вот, размеры этого зала лишь 20 на 8 метров.

А в Китае проблем нет.

- Аня! Спокойнее нужно двигаться и работать до конца!

Фото: Макс Левин

...Спортсмены имеют возможность зарабатывать. На этапах «Гран-при» за первое место дают 1000 евро. Но если синхронные прыжки — делится на два. И Федерация ничего не забирает себе. Это их награда за успех. Есть еще Мировые серии: там за каждый старт платится и за итоговое выступление на шести этапах. За первое место, по-моему, дают $10 тыс.

- Аня, шире руками работай!

...Нельзя сказать, что спортсмены совсем уж обездоленные. Со всеми зарплатами, стипендиями, поощрениями набегает достаточно. Да, им мало, и они все время об этом говорят. Конечно, если сравнивать со сборными других стран... В России у рядового члена сборной только зарплата — до $3 тыс. в месяц, а у нас ставка 3-3,5 тыс. грн.

Зато есть стимул выиграть Мировую серию, завоевать президентскую стипендию. Вот за «золото» чемпионата Европы дают 7 тыс. грн в месяц.

- Ань, ну, смотри: ты поднялась, сверху поставила прыжочек. Ну, теперь почисти руки — да, да — ты все равно спешишь, Ань! Ну, пройди спокойней, не дергайся, не опережай события.

...Самое сложное у нас — это постоянная работа над собой. Это рутинный вид спорта, здесь очень много мелкой работы, которую спортсмены не любят — монотонное отрабатывание движений, на которое уходит не месяц и не два. Это как филировка, огранка камня. Пока выточишь из бревна Буратино...

Фото: Макс Левин

***

Бронзовый призер Олимпийских Игр в Пекине Алексей Пригоров по определению не может считаться «бревном». Но после пекинского успеха ждут от него многого, а Пригоров никак не может забраться на новую высокую вершину.

Его тренер Владимир Молчанов уверяет, что подопечный пашет больше всех, но есть проблемы, которые накапливались годами. Проблема в одном прыжке — авербахе.

«Он года четыре назад зацепил головой трамплин — даже не зацепил, а почувствовал его волосами — и появился какой-то страх, сидит это в нем подсознательно. Кто-то скажет: да ладно, а в Леше это сидит пока. Он стал бояться, а ошибка в исполнении прыжка укоренилась. Пытаемся изменить, но проще научиться новому, чем переучиваться. Бывает: ну, все, вроде пошло, а потом снова встали. Только эту проблему устранит, сразу прибавит», - поясняет Молчанов.

Лучшим достижением Алексея Пригорова остается «бронза» Пекина-2008, добытая в дуэте с Ильёй Квашой
Фото: Макс Левин
Лучшим достижением Алексея Пригорова остается «бронза» Пекина-2008, добытая в дуэте с Ильёй Квашой

Пригоров — спортсмен с характером, что называется «вредный». По мнению тренера, Алексею мешает то, что он спорщик еще тот. «Ну, вот что ты со мной споришь? Что ты споришь? У тебя есть своя система? Хорошо, докажи. Так ты ж и меня не слушаешь, и доказать жизненность своего подхода не можешь», - ведет заочный спор с подопечным Молчанов.

Но в конце разговора тренер смягчается: «Он — хороший парень, настырный. К человеку, работающему над собой, успех все равно придет»...

К достаточно юному даже по меркам прыжков в воду Александру Бондарю успех уже пришел.

Еще в 17 лет, дебютируя на континентальном чемпионате, луганчанин стал «бронзовым» в синхронных прыжках с 10-метровой вышки. Спустя два года Бондарь на Европе завоевал «серебро» в синхроне и «бронзу» в личных соревнованиях. И в том же 2011 году воспитанник Токмачевой в паре с Александром Горшковозовым выиграл бронзовые медали уже на чемпионате мира.

Впервые с вышки Саша прыгнул лет в семь и — вперед ногами. Свои ощущения не помнит, но не советует никому прыгать с такой высоты «бомбочкой» - мягкое место сильно болеть будет. Видимо, испробовал на себе.

Александр Бондарь
Фото: Макс Левин
Александр Бондарь

Александру тяжело сходу ответить, что в прыжках самое сложное. «Смотря на каком этапе, - задумывается он. — Тяжело, когда идет усиленная подготовка перед важным стартом. Там специальная система нагрузок: много нужно прыгать, качать мышцы. Я в зале не очень сильно люблю заниматься. А на воде меня ничего не напрягает. Ощущения от прыжка неимоверные. Особенно, когда с «десятки» летишь».

Бондаря отличает очень чистый - «китайский» - вход в воду. Брызги в его исполнении редко увидишь. Но программу нужно усложнять, а это чревато. «Сейчас мексиканцы, китайцы такое прыгают, что мало не покажется. Я сейчас буду усложнять программу. Но когда тяжелые прыжки, непросто сохранить вход в воду таким же чистым», - говорит спортсмен.

Легенда украинских прыжков Илья Кваша (четырехкратный чемпион Европы, призер Олимпиады) признает, что конкуренция действительно запредельная.

Вряд ли сыщется в украинском спорте такой же открытый и комфортный в общении человек, как многократный чемпион Европы Илья
Кваша
Фото: Макс Левин
Вряд ли сыщется в украинском спорте такой же открытый и комфортный в общении человек, как многократный чемпион Европы Илья Кваша

«Конкуренция зашкаливает. Все добавили. А мировой уровень растет в геометрической прогрессии: вроде бы только подбираешься к сумме 510 баллов, а тут ребята добавляют еще 20-30 баллов. В России закончил Дима Саутин, а появились Кузнецов и Захаров.

Где новый Кваша? Ждем, надеемся. У нас сейчас в Николаеве есть талантливый парень Олег Колодий, ему 20 лет в этом году исполнится. Годика через два подтянется, к Рио как раз», - говорит Илья.

На следующий день после нашего визита ему исполнилось 25. На самом деле, в прыжках люди и в 33 добиваются первых больших успехов, но Кваша уже немножко думает о жизни вне спорта:

«Стараюсь нарабатывать тылы. Я же понимаю, что спорт не вечен и заканчивать все равно придется. Но есть большое желание попрыгать в Рио в 2016 г. Мне тогда будет 28. Но если здоровье будет позволять — буду дальше прыгать.

Фото: Макс Левин

Травмы раньше были мелкие, а в 2011 г. я получил очень серьезную травму — ударился головой об трамплин. Исполнял 3,5 оборота назад из передней стойки и «достал» доску. Меня со дна бассейна доставали, я сознание потерял. Не помню, что со мной делали — я был в шоковом состоянии. После такого люди чаще всего заканчивают. Но передо мной маячил Лондон-2012, и я цеплялся за свой шанс. Со мной работал психолог. Понадобилось два месяца, чтобы прийти в норму и преодолеть страх».

«Хлорка нас уже не берет, - продолжает спортсмен. — Скорее наоборот: я без нее себя плохо чувствую. Болеть начинаю, насморк появляется. А так хлорочка дезинфекцию делает.

Здесь, в ЦСКА, тесно, конечно. Но в новом бассейне на Теремках, который строит президент нашей федерации, оторвемся по полной программе».

«В мае открытие. Идет уже закупка оборудования, - вклинивается в разговор Токмачева. - Подумываем пригласить китайского тренера. Все наши основные конкуренты - австралийцы, британцы, мексиканцы — уже имеют специалистов оттуда».

Напоследок я интересуюсь у Токмачевой, почему она кричит, а голос не срывает? «Годы тренировок!» - с юмором отвечает тренер. «А как не кричать?», - будто оправдываясь, добавляет она.

Можно не сомневаться, что с переездом сборной в новый специализированный бассейн тренерам нашей команды повышать голос придется только в исключительных случаях.

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram