И оно должно зарабатывать деньги. Понятно, что о прибыльности вести речь даже как-то неэтично, но динамика роста доходов должна присутствовать. Клуб, напичканный всевозможнейшими департаментами и директорами всех мастей, с каждым годом наращивает обороты. Пока наращивает.
В среду «Шахтер» представил очередной, четвертый по счету, Годовой отчет – сезона 2009/10. В нем собрано очень много полезных и интересных вещей. Даже посчитали, сколько клубных шарфиков было продано (39 395). Но самый большой интерес вызывают данные о доходах клуба. А они таковы.
Доходы «Шахтера» в сезоне 2009/10 по сравнению с предыдущим сезоном (млн.грн.)
Имеем более чем трехкратное увеличение доходов на продаже и аренде игроков. Вроде бы впечатляет, но не нужно забывать, что львиную часть суммы покрыл трансфер Дмитрия Чигринского в «Барселону» за 25 млн. евро. Еще более прозаично все становится, если учесть, что этим летом Дмитрий был выкуплен у «Барсы» за 15 млн. евро. Доходы от УЕФА напрямую зависят от успешности выступления команды на евроарене, поэтому и эту графу оставим в покое. А вот почти двукратный рост доходов от коммерческой деятельности вызывает «энтузиазизм».
Доходы от коммерческой деятельности клуба в сезоне 2009/10 по сравнению с предыдущим сезоном (млн.грн.)
По большому счету, весь прирост связан с одной простой вещью – переездом команды на новый стадион. И хотя РСК «Олимпийский» был вдвое меньше «Донбасс Арены», а доходы в графе «продажа билетов и абонементов» увеличились более чем в два раза, в этом нет ничего героического. Во-первых, все новенькое всегда пользуется повышенным спросом, а во-вторых, на суперсовременный комфортный стадион куда проще продать «тикеты» подороже. Логично, что клубу удалость увеличить продажу абонементов с 4500 в сезоне 2008/09 до 17 500 (цена варьировалась от 185 до 17 000 грн.) в сезоне 2009/10. При этом «Шахтер» лишь незначительно увеличил доходы от спонсорства и рекламы, а на телеправах и вовсе потерял.
Интересно будет понаблюдать, за счет чего клуб в дальнейшем собирается наращивать доход от продаж билетов и клубной атрибутики. Фирменные магазины, открывшиеся в Харькове, Полтаве и Кировограде, вряд ли дадут существенный прирост. Отметим, что питерский «Зенит» в 2009 г. (в России футбольный сезон пока еще совпадает с календарным годом) заработал на собственной коммерческой деятельности около $50 млн. И это лучший показатель по стране. Если верить гендиректору клуба Максиму Митрофанову, от $15 до 20 млн. «Зенит» берет на продаже билетов, $10–12 млн. – на реализации атрибутики, $15–20 млн. – на рекламе. Московский «Спартак», по словам его владельца Леонида Федуна, в год зарабатывает $30-40 млн. (правда, не ясно, входят ли в эту сумму доходы от УЕФА и трансферов игроков, или это только коммерческая деятельность). В любом случае, до показателей «Зенита» «Шахтеру» еще расти и расти. О «Манчестер Юнайтед», который только от продажи рекламного места на футболке игроков получает в год 23,6 млн. евро, речь вообще не идет. Как и о «Ливерпуле» (23 млн. евро за такую же рекламную площадку), «Реале» (23 млн. евро), «Баварии» (22 млн. евро), «Челси» (16,3 млн. евро). Даже «Атлетико» (такой же обладатель евротрофея, как и «Шахтер», правда, играет в топ-чемпионате) имеет с продажи рекламного места на футболке игроков 10 млн. евро. Суммарный доход донецкого клуба от коммерческой деятельности лишь немногим больше.
«Шахтер» по умолчанию остается самым богатым клубом Украины. И, судя по всему, с немаленьким отрывом лидирует и на ниве зарабатывания денег. «Динамо», в сравнении с донецким клубом, вообще находится где-то между каменным и бронзовым веком. Киевляне с огромными боями реанимировали свой фирменный магазин в Киеве, тогда как «Шахтер» создает фан-шопы уже за пределами Донбасса. К слову, а вы давно видели талисмана «Динамо» - бобра по имени Дик? Еще в 2007-м году его костюм прохудился, а ответственные работники клуба просто боялись попросить у Игоря Суркиса денег на его починку. Потом пошли разговоры, что Дик станет таким же подвижным, как и волчонок – талисман баскетбольного «Киева», но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Президент «Динамо» часто повторяет тезис, что для «Динамо» доходы от продажи билетов – капля в моря. Недавно, после вылета команды из Лиги чемпионов, то же самое он сказал и об отчислениях от УЕФА. Вряд ли стоит полностью доверять словам Суркиса – он умеет считать деньги. Поэтому, скорее всего, президент несколько хорохорится. И при этом почти ничего не делает для того, чтобы клуб стал приносить ему больше денег от собственной коммерческой деятельности.
«Шахтер» в этом деле ушел дальше, хотя в целом также является глубоко убыточным клубом. И то, что руководство «горняков» никак не решается рассказать о тратах на содержание команды, только подтверждает это. Поэтому все действия с оглаской доходов клуба являются не более чем PR-ходом. Впрочем, это в духе нынешнего «Шахтера». Ведь его владелец очень хочет, чтобы клуб из промышленного края в глазах общественности выглядел как элитный европейский клуб.