Виктория, где вы жили до войны, чем занимались?
До войны мы с мужем и двумя детьми жили в Луганске. Я работала в банке руководителем отделения, имела более 10 лет стажа за плечами. Когда начались боевые действия я периодически пробовала вывозить из города детей на какое-то время, чтобы переждать, но потом стало понятно, что надо искать новое место жительства на постоянной основе для всей семьи.
Куда отправились?
Сначала мы переехали в Херсон, но там не удалось найти работу ни мне, ни мужу, и через полгода мы снова переехали. На этот раз в Ивано-Франковск. Город сразу очень понравился. Он хоть и меньше Луганска, но очень уютный. Местные жители приветливые, плохих людей здесь до сих пор не встречала.
Как вы оказались участником этого проекта?
Работу по специальности я не могла найти около 1,5 лет. Во-первых, помешал общий кризис банковской системы. Во-вторых, городок тут маленький – банковских отделений не так много. Экономика работает, в основном, на сельское хозяйство, и даже у местных с работой проблемы. Объявление о программе поддержки самозанятости переселенцев от “Крым SOS” и USAID я увидела случайно и решила попробовать.
Почему вы решили заниматься именно вязанием?
Я достаточно долго до этого занималась вязанием, когда-то давно у меня даже была простенькая машина. Много вязала руками – крючком и спицами. Можно сказать, что это было мое постоянное хобби, которое я решила сделать своей новой профессией.
Как в становлении своего дела вам помогло обучение по этой программе?
Мне удалось познакомиться с конкретными практическими моментами относительно ведения собственного бизнеса. Был блок, посвященный законодательной базе и налогообложению, отдельно преподавали технологии продаж и маркетинг, в том числе через интернет. До этого я разбиралась в экономике на уровне теории, а в этом бизнес-лагере мне показали, как в реальности происходят процессы на работающем предприятии. Это очень помогло в дальнейшей работе.
Какие самые основные трудности были при старте проекта?
Много сил было потрачено на то, чтобы найти правильных поставщиков. Я искала качественную гиппоалергенную пряжу, и чтобы найти такую, пришлось постараться. Времени ушло больше, чем рассчитывала.
Как сейчас обстоят дела у проекта, какие дальнейшие планы?
Пока что я работаю одна. Сейчас лето, и старт моего бизнеса не попал в сезон, поэтому сейчас я занимаюсь подготовительными работами – изучаю специальное программное обеспечение, заполняю каталоги. В скором времени планируется запуск рекламы через интернет, а ближе к осени ожидается открытие шоу-рума, где будут представлены готовые образцы. Так что, с началом холодного сезона готовимся выходить в офлайн.
Дети помогают в работе?
– Старшей дочери 16, в этом году закончила школу. Она разбирается в фотошопе и помогает мне вести страничку в интернете. Без отрыва от учебы, конечно, – готовится поступать в ВУЗ на менеджера по туризму. Ну, а младшему сыну только 8, он пошел во 2-й класс. Помогать будет, когда подрастет.
Вам хватило финансовой поддержки, которую вы выиграли, для полного запуска?
Весь грант ушел на оборудование. Профессиональная техника недешево стоит. Рекламных кампаний в интернете пока не было, мы только готовимся к полноценному открытию салона осенью. Тогда уже придется потратится и на рекламу и на вывеску, это самые актуальные проблемы сейчас.
Без гранта вы бы решились на открытие такого предприятия?
Думаю, что да. Без него я вряд ли смогла бы начинать выпуск сразу на таком мощном вязальном станке, но работала бы на чем-то попроще. Грант помог быстрее встать на ноги и начать развиваться, но главное – это собственное желание что-то делать.
Что бы вы сказали тем, кто как и вы был вынужден покинуть свой дом и начать жизнь заново?
Главное – не опускать руки и надеяться, прежде всего, на самого себя. Есть же известная фраза: “То, что нас не убивает, делает нас сильнее”. У человека очень много скрытых талантов и способностей. Если настойчиво стремиться к намеченной цели – все обязательно получится.