ГлавнаяОбществоЖиття

Такие судьи нужны самому

- Я, наверное, на следующее заседание уже не приеду. Не верю, что мое присутствие может что-то изменить, - говорит мне Владислав Загоровко, стоя в коридоре Высшего совета юстиции.

Прошло два года с тех пор, как я увидела Загоровко впервые - всего в синяках и ссадинах, с поврежденным глазом, в клетке Шевченковского районного суда. Судья Светлана Гайдук начала избирать ему меру пресечения глубокой ночью, весь день Владислав провел в клетке, а его жена с тремя детьми - под дверью зала заседаний в ожидании начала суда.

Сегодня уже Светлана Гайдук… нет, не в клетке, конечно, она в больнице, и потому не явилась на заседание Высшего совета юстиции (дальше - ВСЮ - LB.ua), который расматривал вопрос ее увольнения в связи с нарушением присяги в деле Загоровко.

Фото: Виктория Герасимчук

Тогда, два года назад, трое судей Шевченковского суда избирали меру пресечения девятерым людям, задержанным под Администрацией Президента. Это были те, кого “Беркут” успел догнать (а не те, кто принимал активное участие в попытке штурма Банковой), и они были зверски избиты при задержании.

Несмотря на то, что у задержанных были разные истории, разное состояние здоровья, разное семейное положение и разная линия защиты (некоторым достался казенный адвокат) - судьи вынесли по всем девятерым одинаковое решение: назначить самую суровую меру пресечения, два месяца под стражей. В связи с чем у общества возникло подозрение, что судьи эти в своих решениях не были самостоятельны, и что правосудию они предпочитают другие ценности, популярные во времена верховенства Януковича - например, стабильность.

Судей звали: Светлана Гайдук, Наталья Гриньковская и Валентина Малиновская. Судью Малиновскую ВСЮ лишить должности пока не пытался. А вот Гайдук и Гриньковскую могли уволить уже сегодня.

Эпидемия

Первым рассматривался вопрос увольнения Гриньковской. Ее в зале не было. Выступал истец - днепропетровский журналист Валерий Гарагуц, один из девятерых избитых и задержанных на Банковой.

- Вообще, когда я увидел других задержанных, то подумал, что мне еще повезло. Но это было потому, что у нас не было зеркала, и я не знал, что сам выгляжу так же, как они, - пошутил Гарагуц.

Валерий Гарагуц на Банковой оказывал медицинскую помощь, когда на него налетел спецназ
Фото: Виктория Герасимчук
Валерий Гарагуц на Банковой оказывал медицинскую помощь, когда на него налетел спецназ

Он рассказал, как проходило избрание ему меры пресечения. При этом отметил, что на суде чувствовал себя очень плохо (у него была черепно-мозговая травма), потому не все помнит.

- А как вы додумались спрятать один телефон, если вы так плохо себя чувствовали? - спросил грузный мужчина в полосатой рубашке.

Оказалось, это представитель Гриньковской - адвокат Сергей Гриньковский. Он сообщил, что судья заболела. Позже он сказал LB.ua, что является родственником Гриньковской, но не захотел уточнять, в каком именно родстве они состоят.

- Я не прятал, два телефона у меня отобрали, а один остался. С него я и отправил смс адвокату, - объяснил Гарагуц.

Члены ВСЮ задавали вопросы и Гарагуцу, и Гриньковскому - пытаясь определить, действовала ли судья в рамках законодательства. По вопросам членов ВСЮ у меня сложилось мнение, что выгораживать Гриньковскую они не намерены, но также было ясно, что доказать неправомерность ее действий будет очень сложно.

- Факт избиения не является основанием для освобождения от ответственности, - твердил Гриньковский.

За моей спиной ему шепотом вторил другой адвокат - как потом выяснилось, это был защитник судьи Владимира Бугиля - Ростислав Кравец. Он то и дело фыркал, высказывая своему соседу краткое мнение об интеллектуальных способностях членов ВСЮ (кстати, в этом году Ростислав и сам безуспешно претендовал на членство в ВСЮ - LB.ua).

Сергей Гриньковский подал ходатайство о переносе слушания, так как заболевшая Гриньковская якобы хочет сама ответить на все вопросы Совета. Также он хлопотал о том, чтобы были предоставлены материалы уголовного дела, “потому что сейчас мы слушаем выступления лиц, которые являются заинтересованными”.

Сергей Гриньковский представлял интересы своей родственницы. За его спиной в форме - Владислав Загоровко
Фото: Виктория Герасимчук
Сергей Гриньковский представлял интересы своей родственницы. За его спиной в форме - Владислав Загоровко

Следом за этим защитник Гриньковской достал свой козырь - заявил, что 20 января 2014 года (то есть, еще во время Майдана) высшая квалификационная комиссия уже выносила решение по рассматриваемому сегодня вопросу и постановила, что нет оснований для привлечения Гриньковской к дисциплинарной ответственности.

- Ну что, обосрались?! - раздалось злорадное шипение за моей спиной. 

Если окажется, что решение уже принято, “перепринять” его будет невозможно.

Тут сдали нервы у еще одно “узника Банковой” и “клиента” Гриньковской - Егора Превира. Он взял слово. Егору в суде в декабре 2013 было хуже всех, он терял сознание, что не помешало Гриньковской поместить его под стражу в спецотделение БСП. Но оказалось, что в рамках этого слушания ВСЮ рассматривает только один эпизод по Гриньковской - избрание меры пресечения Гарагуцу, и историю Превира к делу никак не приложить.

В итоге заседание решили перенести - чтобы проверить, действительно ли уже было решение высшей квалификационной комиссии по Гриньковской, и чтобы придумать, как учесть показания Превира.

Также было перенесено слушание вопроса увольнения Гайдук. По странному стечению обстоятельств, она тоже заболела. Наверное, в Шевченковском суде завелась какая-то особая зараза, которая поражает судей в самый неподходящий момент.

Перенос дела Гайдук стал очень неприятным сюрпризом - адвоткат Загоровко, Наталья Дорошенко, хорошо подготовилась к слушанию, и оно обещало быть результативным.

По неявке соперника

После Гриньковской взялись за судью Дарницкого суда Сергея Пойду (он присуждал арест “майдановцам” в январе 2014) - поскольку вопрос его увольнения уже рассматривался на предыдущем слушании, решение было вынесено без долгих обсуждений: направить в Верховную Раду обращение об увольнении судьи.

Судья Владимир Бугиль, его фирменное кислое выражение лица и адвокат Ростислав Кравец
Фото: Виктория Герасимчук
Судья Владимир Бугиль, его фирменное кислое выражение лица и адвокат Ростислав Кравец

Затем ВСЮ приступила к рассмотрению вопроса увольнения судьи Шевченковского суда Владимира Бугиля. Он выносил решение по мере пресечения для Андрея Дзиндзи, которого обвиняли в угоне трактора на Банковой (Бугиль выбрал традиционные два месяца содержания под стражей). Заседание Шевченковского суда по Дзиндзе в тот день кончилось тем, что его адвокат Виктор Смалий бросился к Бугилю и был обвинен в покушении на его жизнь (хотя судью от адвоката защищал отряд “Грифона” и его жизни очевидно ничто не угрожало).

В итоге Смалия отправили в СИЗО на те же два месяца.

Раньше Бугилю уже поручали вести политические дела - в частности, он должен был рассматривать по сути дело о нападении на БРДМ на митинге 18 мая 2013, но следствие так и не смогло собрать дело до достаточно клейкого состояния.

Бугиль также прославился как судья, который выпустил из-под стражи под залог Вадима Титушко, чья фамилия стала нарицательным названием для гопников-наемников.

Словом, расмотрение ВСЮ вопроса его увольнения обещало быть интересным. Но вместо этого Бугиль победил по неявке соперника - представители истца не пришли. Не пришел Дзиндзя, не пришел Владимир Кадура (еще один обвиняемый в угоне трактора), не пришел адвокат Виктор Смалий, хотя обещал быть. Не пришла “майдановский” адвокат Евгения Закревская, потому что в этот момент была занята в суде по расстрелу Небесной Сотни.

Бугиль совершенно нечленораздельно пробурчал себе под нос рассказ о том, как он правильно все сделал в отношении Дзиндзи и Кадуры, члены Совета задали ему ряд вопросов и удалились на совещание. Совещание длилось очень долго. К сожалению, что так тщательно обсуждалось за закрытыми дверями - неизвестно. Решение ВСЮ: в увольнении отказано, вопрос передается в высшую квалификационную комиссию.

“Это значит, что никакого наказания Бугиль не понесет”, - прокомментировал решение адвокат Роман Маселко.

И останется работать судьей.

- Хорошо, что вас, “узников Банковой”, отпустили еще при преступной власти Януковича, - шутили мы с Превиром и Загоровко, - а то в стране победившего Майдана решение вопроса могло бы затянуться.

***

На все выше описанное ушло почти пять часов. Я отправилась в редакцию. На троллейбусной остановке пожилая женщина странным образом говорила о том же тракторе, запчасти от которого разрешил искать у Дзиндзи и Кадуры следственный судья Бугиль.

- Устроили такое! Я была там, когда жгли, убивали! И Порошенко там был на тракторе, и ему ничего не сделали, значит, так было надо!

- И чего добились? Стало только хуже. Хотят сделать, как в Америке! Но чтобы было как в Америке, надо… чтобы прошло сто лет! - вторила ей подруга.

- Да, сто лет, историю нужно учить!

Сто лет у этих женщин, конечно, нет. И у меня тоже. Но что утешает - нет их и у Бугиля с Гриньковской.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram