ГлавнаяОбществоЖиття

Обнародована база данных о собственниках украинских СМИ

Конечный реальный владелец указан только в 20% телеканалов, радиостанций и газет.

Обнародована база данных о собственниках украинских СМИ

Обнародована общедоступная база данных с юридическими и физическими лицами, которые официально имеют доли в украинских СМИ.

Результаты исследования, которое провели при поддержке OCCRP (Центр исследования коррупции и организованной преступности) и украинской службы "Радио Свобода", опубликованы на сайте Media Ownership Project.

Авторы исследовали структуру собственности 29 общенациональных телеканалов, 10 радиостанций и 21 всеукраинского печатного издания.

Данные получены путем покупки официальных выписок из государственных реестров компаний - в Украине и за рубежом. Данные собирались в течение января-марта 2015 года. Было получено около 150 выписок из государственных реестров Украины и еще около 100 справок из реестров других стран мира, включая оффшорные страны (Кипр, Нидерланды, Чехия, Великобритания, Россия, Виргинские острова, Панама, Эстония, Дания, Белиз и другие). Все эти выдержки загружены в базу данных и прикреплены как документальное подтверждение каждой установленной связи. Структуру собственности каждого отдельного СМИ можно просмотреть, открыв его страницу в списке.

Как указывают авторы исследования, в целом 60 СМИ, данные о которых получены, владеют около 250 различных юридических лиц. Оказалось, что конечный реальный владелец прямо указан в регистрационных документах на различных этапах «цепочек» структуры собственности только в около 20% украинских СМИ.

Созданная база данных иллюстрирует юридическую связанность различных изданий в рамках одного медиахолдинга (это статистически увеличивает общее количество изданий, где можно «выйти» на реального владельца через другие СМИ этого медиахолдинга - до 30 изданий из 60 изданий).

Структура собственности абсолютного большинства исследуемых СМИ сформирована по принципу «матрешки»: владелец СМИ - это компания, основанная еще одной или несколькими другими фирмами. Цепочка структуры собственности выходит в оффшорные страны в 43 СМИ из 60 исследуемых.

Авторы исследования пришли к выводу, что у подавляющего большинства украинских СМИ непрозрачная структура собственности. При регистрации украинские медиакомпании не указывают своих конечных бенефициаров, скрывая их в ряду юридических фирм.

Использование трастовых компаний и длинных цепочек юридических фирм имеют место даже в тех СМИ, где реальные фактические владельцы (олигархи, политики) медиа давно известны и публично не скрывают этого - это касается даже наибольших медиахолдингов.

Список СМИ будет обновляться и расширяться. Авторы исследования планируют актуализировать всю базу данных по меньшей мере раз в год.

Напомним, что сейчас дорабатывают законопроект о прозрачности медиасобственности (№ 1831 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прозрачности собственности средств массовой информации, а также реализации принципов государственной политики в сфере телевидения и радиовещания»), внесенный народными депутатами Николаем Княжицким и Вадимом Денисенко.

Президент Петр Порошенко во время пресс-конференции 5 июня заявил, что прозрачность медиасобственности - принципиальный вопрос национальной безопасности страны, поэтому он ожидает, что парламент в ближайшее время проголосует за соответствующий закон.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram