Генеральный директор кинофестиваля “Молодость” Андрей Халпахчи, например, считает, что сегодня можно говорить о возрождении украинского молодого кино. “Особенно это заметно именно в коротком метре, - отмечает Андрей Яковлевич. - За последние два-три года появилось большое количество начинающих кинематографистов, в своих фильмах использующих новую форму и имеющих явную гражданскую позицию”.
Дарья Бассэль, координатор кинофестиваля Docudays UA, делится еще более оптимистичным прогнозом: “Мне кажется, что мы стоим на пороге рождения настоящей украинской новой волны. У нас есть очень талантливые режиссеры, они все это время копили опыт (совершенно разный – от опыта чувственного до опыта поиска финансирования). Сейчас они в стадии "я хочу и я могу", и я думаю, нам всем будет очень интересно увидеть, что же они могут, как они понимают наш мир”
В связи с этим стоит вспомнить о сборниках короткометражных фильмов “Украинская новая волна” и “Украинская волна. Romantique”, выпущенные Национальным центром Александра Довженко при поддержке Госкино в широкий прокат в мае и декабре 2013.
В первый сборник, который показали в кинотеатрах в конце 2012 года, вошел фильм 31-летнего режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука “Борода”. Дмитрий стал любимчиком кинокритиков благодаря полнометражному документальному фильму “Красна Маланка” о праздновании Маланки в украино-румынском селе Красна (Красноильск). Картина лишена фольклорного излишества и чрезмерной романтизации традиций, вместо этого зритель погружается в длительный процесс подготовки к языческому карнавалу и его проведению. Впервые фильм показали на фестивале Гогольfest в сопровождении музыкально-театрального перформанса.
Кинокритик Игорь Грабович считает, что Сухолиткий-Собчук уже успел проявить себя и является очень перспективным режиссером. Причина - “его умение увидеть в локальных историях определенный универсальный и вместе с этим актуальный смысл”.
Дмитрий также является автором короткометражных фильмов “Отрочество”, “Ноша”, “Свидание” и “Нитка”. Во время Майдана, как и многие его коллеги, был участником проекта #ВABYLON’13.
Одним из самых долгожданных кинофестивальных фильмов в этом году стал полнометражный фильм Юрия Речинского “Больныесукалюди”, продолжение одноименной короткометражки. Фильм состоит из трёх частей. Его герои – бездомные дети, подросток, ищущий свою мать, и беременная наркоманка, желающая сохранить ребенка. История о безысходности и попытках жизни в условиях, когда эта жизнь, казалось бы, невозможна, собрала огромное количество людей - на кинофестивале Docudays UA не все желающие смогли попасть в кинозал. Фильм объездил фестивальные площадки от Торонто до Мексики, получил награды в Вене, Сараево, Лондоне, был куплен для проката на Балканах.
Уже больше двух лет Юрий работает над игровым фильмом с рабочим названием “Ugly”, который снимается совместными усилиями Украины и Австрии. Оператором картины станет Вольфганг Талер, работавший с Ульрихом Зайдлем над трилогией “Рай” и знаменитым фильмом “Импорт/Экспорт” и с Михаэлем Главоггером – на фильмах “Слава блудницы” и “Смерть рабочего”.
В сборник “Украинская новая волна” также вошла работа Руслана Батицкого “Уроки украинского”. События фильма происходят в шахтерском городе на востоке Украины. Несмотря на прямолинейность сюжета и противопоставление хорошего героя злой толпе, фильм до последнего момента держит в напряжении.
Иван Козленко, заместитель генерального директора Национального центра Александра Довженко, считает, что Батицкий творчески переосмысливает традицию украинского поэтического кино. “Он использует его выразительные средства, выбирает социально-острые сюжеты и предлагает их философское решение, - говорит Иван. - Батицкий раскрывает украинское бароковое мироощущение как универсальное”.
Руслан также автор короткометражек “Судный день. Предчувствие”, “Летаргия”, “Икар”, принимал участие в проекте “Україно, goodbye!” с фильмом “Очерет”, за который получил премию Арсения и Андрея Тарковских.
Александр Ратий – еще один молодой режиссер, который снимает восток Украины. В прошлом году его документальный короткометражный фильм “Возвращение”, своеобразный лирический монолог о памяти и привязанности к определенному месту, получил главный приз в Национальном конкурсе на кинофестивале “Молодость”.
По мнению Ивана Козленко, Александр порывает с украинской кинематографической традицией ХХ века, поскольку, в отличие от Батицкого, исследует острые социальные темы минимальными визуальными средствами. В будущем Ратий планирует снимать игровое кино.
Марина Степанская дебютировала на “Молодости” в прошлом году с короткометражным фильмом “Каникулы”. Её фильм вместе с работой Катерины Горностай “Между нами” назвали примером новой откровенности в кино. Тематика фильмов выпадает из общего потока, где преобладают герои-маргиналы или чем-либо примечательные люди. Герои Кати и Марины интересны тем, что они абсолютно обыкновенные, такие же, как и сотни лиц по другую сторону фестивального экрана. В то время как Катя превращает в фильм свою личную жизнь, снимая на камеру себя, своего мужа и любовника, Марина снимает актеров, давая им пространство для импровизации.
“Не знаю, бывает ли “новая” откровенность, - делится с LB.ua Марина Степанская. - Просто мой единственный критерий в кино - это вопрос, отображает ли оно какой-нибудь подлинный человеческий опыт?”
Сейчас Марина монтирует отснятый материал о 90-летнем мужчине. Она надеется, что фильм будет готов к концу лета.
Внимательным режиссером с проникновенным видением называют Ирину Цилык за её короткометражную работу “Помин”, вошедшую в “Укранскую волну. Romantique”. На кинофестивале “Молодость” фильм получил специальный приз Национального конкурса “За сохранность традиций украинского кинематографа”. В тот же сборник вошла короткометражная картина Юлии Гонтарук “Алкоголичка”, отмеченная на фестивалях в Ереване и Нью-Дели. Юлия, являющаяся активной участницей “Вавилон-13”, сняла короткометражки “Неосторожность”, “Днепр возле порога”, “Не сойти с пути” и “Калейдоскоп”.
Среди многообещающих премьер этого года – полнометражный игровой фильм молодого режиссера Виктории Трофименко “Братья. Последняя исповедь”, экранизация романа “Шмелиный мед” Торгни Линдгрена. Фильм уже показали на фестивалях в Пекине и Индии, сейчас “Братья” участвуют в основном конкурсе ММКФ. Украинская премьера состоится в рамках фестиваля “Молодость”. До этого Виктория работала на телевидении, фильм о непростых взаимоотношениях двух братьев станет её дебютом.
В начале следующего года планируется премьера долгожданного фильма Марины Вроды “Улитки”, продолжение короткометражного фильма “Кросс”, три года назад получившего “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах. Сейчас картина на завершающем этапе – идет работа над цветокоррекцией и звуком. До “Кросса” Марина сняла короткометражки “Прости”, “Семейный портрет”, “Клятва” и “Дождь”, а под псевдонимом Маргариты Красавиной сняла телефильм “Улыбнись, когда плачут звёзды”.
По словам продюсера Игоря Савиченко, кроме “Улиток”, Марина также работает над документальным фильмом – он находится на стадии монтажа. О нем пока мало известно: единственное, что знаем наверняка, так это то, что фильм не связан с политикой. В планах Марины - съемки полнометражного фильма “Степное”, работа над которым отложилась до следующего года из-за изменения стратегии финансирования Госкино (фильм выиграл один из государственных питчингов).
Важным для молодых кинорежиссеров остается вопрос финансирования. Особенно в нынешних условиях, когда долгое время отсутствовал глава Госкино Украины. Как известно, после ухода Екатерины Копыловой новая кандидатура повисла в воздухе, как и вопросы финансирования фильмов. Режиссеры обратились к Министру культуры с требованием о назначении нового главы Госкино и преобразовании в системе получения грантов – введении процедуры открытых питчингов с балльной системой оценки, что должно сделать процесс более открытым и снизить уровень коррупции. Как известно, на собрании в Доме кино кинематографисты не смогли выдвинуть кандидатуру, которую рекомендовали бы к назначению на пост главы Госкино, поэтому вопрос перенесли на рассмотрение украинского правительства. В результате - новым главой Госагентства по вопросам кино с большой долей вероятности станет “свободовец”, продюсер и член известного кинематографического семейства Филипп Ильенко.
Среди тех, кто успел получить государственное финансирование (в данном случае – президентский грант) – Олеся Моргунец-Исаенко, режиссер документального короткометражного фильма “Мольфар” о карпатском целителе и короткометражного художественного фильма “Виолончель”, съемки которого происходили в Крыму. Олеся получила президентский грант на разработку сценария полнометражного документального фильма о Данииле Демуцком, кинооператоре знаменитого фильма Александра Довженко “Земля”. Фильм будет называться “Музыка монокля” и сейчас находится на стадии написания сценария.
В то время как кинокритики говорят, что в Украине напрочь отсутствует киноиндустрия, а съемки часто являются одноразовым актом, украинское кино не стоит на месте: появляются молодые режиссеры, которые не боятся снимать фильмы, как про себя, так и про тех, кого мы привыкли не замечать в повседневной жизни. Молодые режиссеры снимают картины с катастрофически маленьким бюджетом, но и эти фильмы собирают большие залы в период кинофестивалей, что говорит о готовности украинского зрителя смотреть молодое украинское кино. Остается надеяться, что это кино со временем попадет к широкому зрителю.