ГлавнаяОбществоЖиття

Все только начинается

Сегодня я стала свидетелем без преувеличения жуткой сцены в “Монастырско-сестринской лавке” на территории Октябрьской больницы. Монахиня, сестра милосердия, заваривая кофе, рассказывала другим сестрам и какому-то мужчине о том, что правильно стреляют “этих босяков с битами”, и это и есть милосердие.

В этой же больнице лежал раненый священник, который, когда не смог воздействовать на милицию крестом и молитвами, снял рясу, взял биту и пошел на передовую уже с новыми аргументами.

Фото: Макс Левин

Так, по-разному, мы проходим его - Большое Испытание для наших душ. Испытание, которое не кончится с отставкой Януковича, наоборот. Дальше каждому из нас будет только труднее, потому что долг уже не будет ограничиваться защитой баррикад и подвозом лекарств на Майдан.

Пора думать о вине. В том, что убили стольких людей, виноваты не только предствители власти, отдававшие приказы. Я виновата, ты виноват и даже 70-летняя учительница пения из Андрушовки - виновата. Мы, взрослые люди, годами жили в квази-государстве, голосовали на выборах за “меньшее зло”, ходили мимо Верховной Рады, приговаривая: “Уроды, все 450, ну ничо, когда-нибудь мы сожжем парламент до тла”.

И вот, дошло до сжигания - не совсем Верховной Рады, но горит ясно. Дошло до убийства - не депутатов, но граждан, отцов, братьев и так далее. Я не призываю бросить все и рыдать. Призываю из уважения к этим людям и их родственникам - запомнить, до чего можно дотерпеться. До чего мы уже дотерпелись и можем дотерпеться снова.

Давайте больше не будем смиряться с фактом, что все кандидаты в президенты - воры и сволочи. Если о человеке известно, что он вор и сволочь, как можно допустить его выдвижение в президенты? Как можно поддерживать зло, пусть и меньшее большего? Это свидетельство совершенно больной системы общественных отношений. На Майдане очень много говорилось о том, что систему нужно менять. Не забывайте этого - нужно. Нужно продолжать говорить, предлагать варианты, искать выходы. Общественные активисты, наше рожденное Майданом гражданское общество, ни в коем случае не должно сейчас спрятаться в прошлое унылое состояние души, столкнувшись с сопротивлением, нежеланием новой власти менять систему.

А сопротивление будет.

В последние месяцы все мы неоднократно обсуждали ситуацию, определяли для себя свои цели, мотивы, опорные точки. “Ты же понимаешь, что новая власть будет ничуть не лучше”, - возмущенно говорила мне подруга.

Я раньше уныло соглашалась. Теперь - нет, я не согласна. Я так больше не хочу и не буду.

После всего пережитого, после всех смертей - мы не имеем права снова привести во власть упырей. Это как убить мужа-садиста и алкоголика, а потом выйти замуж за точно такого же. Зачем? Чтобы потом тоже его когда-нибудь убить? Как-то глупо, согласитесь. Тем более, речь все же не о личной жизни, а об ответственностью перед друг другом, виновными в случившемся взрослыми, и невиновными, детьми.

Дети. У многих убитых остались сыновья и дочери. Их папы мертвы, и, будем откровенны, пока нельзя уверенно сказать, что умерли они не зря. Геройски, храбро, в борьбе за благо, за счастье этих же детей - да. А вот напрасно ли - зависит от того, что мы с вами будем делать дальше.

Если поменяются только фамилии чиновников - всех нас можно будет считать соучастниками убийства протестующих на Майдане. Да, стрелял какой-то снайпер (Господи, кто же может дальше жить с таким? Я не могу себе представить), а соучастники - все, кто жил в дерьме до этого и согласятся жить в дерьме после.

Сегодня молодежь, которую еще в октябре интересовали в первую очередь номер и цвет айфона, проснулась. На Майдане толпы волонтеров, в больницах - круглосуточная охрана, на улицах городов - многочисленные организованные патрули. Не так важно, что именно делают люди, важно то, что они уже изменились. Они ищут и находят возможность сделать добро - кажется, что для других, но в первую очередь - для себя. Потому что наибольшую пользу, делая добрые дела, мы приносим самим себе.

Сохранить свои души проснувшимися, живыми - сегодня главная задача для всех нас. Активно участвовать в общественной жизни, качественно делать свою работу, любить, быть честными со своими близкими. Это больше, чем носить продукты на Майдан и охранять свой микрорайон. Это дольше, сложнее, но только так мы сможем почтить память погибших и их души - такие же живые, бессмертные, как наши.

Раньше многие умники сетовали на то, что Независимость досталась стране даром, без крови. Потому, мол, и не ценим. Что ж, мы умылись кровью. Больше нет оправдания черствости и безразличию. А былому может быть только одно оправдание - признать ошибки и постараться больше их не повторять.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram