ГлавнаяКультура

Голливудский уроборос

Новый фильм Гора Вербински, в котором он - с переменным успехом - эксплуатирует Джонни Деппа, спекулирует на жанре вестерна и теме геноцида индейцев, кажется, грозит стать чем-то большим, чем рядовым диснеевским летним аттракционом. После предстоящих выходных, когда “Рейнджер” стартует в прокате не только в Украине, но и в США, мы, вероятно, получим ответы на следующие вопросы: кто сильнее – Джонни Депп или толпа негодующих кинокритиков? утвердится ли Дисней в своей стратегии перекраивать фильмы под “детские”рейтинги? если фильм провалится, то станет ли это началом краха индустрии, каковой предсказывали Лукас и Спилберг?

Фото: B&H

Немного предыстории. “Одинокий рейнджер” - очень популярная в США франшиза, то есть, серия фильмов, радиоспектаклей и сериалов, выходивших в период с 1933 года и до сегодняшнего дня, когда в прокате стартует фильм Гора Вербински. Бывший техасский рейнджер в маске и на белом коне борется с несправедливостью на диком американском Западе – любимая история заокеанских детишек.

Естественно, Одинокий рейнджер, которого зовут Джон Рид, был главным героем фильма, но после того, как участием в картине Вербински заинтересовался Джонни Депп, на первый план вывели Тонто – индейца, которого ввели в оригинальный сериал лишь затем, чтобы “Рейнджеру было с кем разговаривать”. В фильме Вербински Тонто – весьма харизматичная личность, носит на голове дохлую ворону, которую периодически прикармливает, общается с животными и сопровождает Рейнджера в его нелегком пути поиска истины и борьбы за справедливость. В какой-то момент даже кажется, что герой Деппа - это изнанка его Уильяма Блейка в “Мертвеце” Джима Джармуша, где его сопровождал индеец по имени Никто. Впрочем, моя ассоциация слишком вольна и, как говорится, is open to debate.

В фильме “Одинокий рейнджер” Гора Вербински герой Арми Хаммера – начитавшийся Джона Локка честный молодой законник Джон Рид, становящийся окружным прокурором где-то на задворках Техаса, недалеко от границы поселений команчей. Он влюблен в жену своего брата Дэна – техасского рейнджера, охотящегося на одного из самых опасных преступников Бутча Кавендиша. Бутч – каннибал и вообще, судя по рассказам индейца Тонто, – злой дух, чье появление на этой земле привело к нарушению баланса в природе.

Джон включается в охоту за Кавендишем, встречает индейца Тонто (Джонни Депп), надевает знаменитую маску и продолжает свою борьбу со злом уже вместе со своим напарником, также вознамерившимся отомстить Кавендишу.

Фото: B&H

Фильм про Одинокого рейнджера запланировали еще в 2007 году, продюсером выступал знаменитый Джерри Брукхаймер: в 2008 к нему подключился Джонни Депп, и писатели начали работу над сценарием. В нем, кстати, было гораздо больше мистических моментов с оборотнями и прочей нечистью. Надо думать, оборотней заменили на зловещих кроликов. Сами увидите, в общем. Через два года после прихода в проект Деппа (а это была осень 2008) у “Рейнджера” появился режиссер - Гор Вербински. Когда стало понятно, что студии Дисней, задумавшей перезапуск знаменитой и – надо думать – довольно прибыльной франшизы, постановка “Рейнджера” влетит в копеечку, фильм заморозили.

Бюджет фильма вырос до 250 миллионов долларов, что довольно прилично по сегодняшним меркам. На главные роли уже были подобраны актеры: к Джонни Деппу, священной корове Диснея, подключился Арми Хаммер, любимец публики после большой двойной роли в “Социальной сети” Дэвида Финчера. Впрочем, даже это фильм в 2011 году не спасло. Студия отказалась принимать на себя риски – тогда еще снимался “Джон Картер” (провальный, как мы теперь знаем – отбить потраченные на него 300 млн он не смог), и свежа была рана после провала “Ковбоев против пришельцев” – еще одной спекуляции на теме вестерна.

Уже через два месяца проект “разморозили” – после внесенных изменений в сценарий бюджет “Одинокого рейнджера” удалось сократить с 250 млн до 215, что немного обнадеживало. В феврале 2012 года начались съемки, результат которых украинский – и американский – зритель увидит уже с 4 июля на широких экранах.

Что же в итоге получилось у Гора Вербински и Ко? “Одинокий рейнджер” – весьма причудливая смесь аллюзий на разные фильмы, пытающаяся, к тому же, усидеть на двух стульях – жесткого вестерна и фильма компании Дисней. Понятное дело, что такое раздвоение личности пришлось не по нраву американским критикам, ожидавшим от “Рейнджера” не то возвращения былой славы жанру вестерна, не то второго “Непрощенного”, не то второго “Ранго”. Рейтинг фильма на популярном сайте Rotten Tomatoes, собирающем отзывы критиков на все фильмы, составляет унизительные 23% – это значит, что меньше четверти всех собранных рецензий – положительные.

Фото: B&H

С одной стороны, “Рейнджер” – типичное развлекательное поп-корн кино для середины лета. Джонни Депп привычно кривляется, в роли протагониста – красавчик, каких мало, много экшна, разных трюков с поездами (привет Шелдону Куперу), а для тех, кому и этого мало – Хелена Бонэм Картер с костяной ногой, в которой запрятана двустволка. Почти два с половиной часа герои носятся по Техасским землям с разной скоростью и смешными и не очень диалогами. Сюжет не провисает, фильм довольно динамичный и смотрится очень даже бодро.

Что кажется лишним – так это “детская часть”, которая проходит через весь фильм. Основные события “Рейнджера” происходят в 1869, но сама картина начинается в 1933, когда маленький мальчик в костюме “Рейнджера” приходит на аттракцион и встречается со старым индейцем, рассказывающим ему о приключениях Рейнджера и Тонто. Таким образом Гор Вербински – хотя, надо думать, тут постарался Дисней – показывает, что все повествование идет от лица индейца и предназначено для вас, детки. И если вам меньше тринадцати лет, прихватите с собой ваших родителей, – добавляет прикрученный к фильму рейтинг PG-13.

Первый сегмент - это кинематограф для очень большого экрана и массового молодежного зрителя, в основном - аттракционы, большие визуально впечатляющие фильмы, использующие всю полноту современных технологий. Это фильмы, заставляющие зрителей по-прежнему ходить в кинотеатры, они вытесняют многие жанры, которые раньше вполне удачно показывались на киноэкране, на соседние платформы

— Александр Роднянский о разделении кинематографа на два сегмента

Родители, кстати, могут сослужить детям хорошую службу во время и после просмотра “Одинокого рейнджера”: закрывать глаза детям во время массового убийства индейцев и объяснять тонкости коррупционных схем при строительстве железных дорог США – всему этому тоже нашлось место в фильме. Вполне возможно, что напоминание Вербински о том, как колонизаторы некрасиво поступали с индейцами во время празднования американского Дня независимости плохо отразится на его кошельке и, что немаловажно, на кошельках Джерри Брукхаймера и студии Дисней.

Несмотря на то, что в фильме участвует Джонни Депп в любимом зрителями амплуа, на то, что “Рейнджер” в принципе неплохо поставлен и заслуживает большего, вероятность его провала весьма высока. В погоне за рентабельностью Дисней перемудрил со сценарием, который переписывали прямо во время съемочного процесса, не говоря уже о той невротрепке, которую задали съемочной группе, когда проект поставили на “заморозку”.

Если Джордж Лукас и Стивен Спилберг, чье мрачное предсказание насчет краха киноиндустрии вызвало массу дискуссий как в Голливуде, так и за его пределами, окажутся правы, то этот крах вполне может начаться с “Одинокого рейнджера”. Вероятно, он уже начался – с провала 300-миллионной марсианской эпопеи “Джон Картер”, которую, кажется, полюбили только у нас и в соседней России. Многие расстроились, когда студия Universal отказалась от экранизации “Темной башни” Стивена Кинга, за которую брался Рон Ховард и утвержденный на главную роль Хавьер Бардем. Но теперь, видя, что случилось с неплохим проектом перезапуска историй об “Одиноком рейнджере”, понимаешь, что не хотел был такой судьбы для других масштабных и – в перспективе – интересных проектов.

Голливуд все больше походит на змею, пытающуюся укусить себя за хвост. Ни к чему хорошему это не приводит, все меньше блокбастеров остаются похожими на что-то человеческое, все больше зрителей уходят разочарованными из кинозалов. Возможно, фабрика грез подошла к тому этапу, когда скрывать свою довольно неприятную изнанку уже не очень получается, да и не хочется – нам бы денег побольше “скосить”, и на том спасибо. Может быть, прав был Тонто и его дохлая ворона. Никогда не снимать маску.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram