Трое мальчиков – и Путин. Такая судьба. Странная, жестокая, горькая судьба России. Нет логики. Одна лишь реальность факта. Напрасный порыв? Напрасная кровь? Напрасные страдания? Помню у Толстого «Божеское и человеческое», жуткий рассказ о благородном юноше, искателе социальной справедливости, обречённом на казнь. Его письмо маме: «Милая, родная. Прости меня, прости за всё горе, которое я причинил тебе. Заблуждался я или нет, но я не мог иначе. Об одном прошу: прости меня…»
«Прости меня, милая мамочка, - писал в ноябре 1942 года за несколько часов до своей казни австрийский борец Сопротивления Миттендорфер, - за то, что я вынужден причинить тебе эту боль… Я не раскаиваюсь – в жизни своей я шёл прямой и честной дорогой, и таким же я умираю теперь…». Фернанда Вольраль из Шарлеруа, 19-ти лет, перед казнью в гестапо: «Милая мамочка, я прошу у всех вас прощения за то, что причинила вам горе, и я знаю, что вы простите меня. Дело, за которое я сражаюсь, - это справедливое, святое дело.» Герман Ланге, капеллан-католик: «Что может ещё статься с сыном божьим, чего ещё мне следует бояться? … Глядите, смерть не может разорвать узы любви, нас соединяющие…» И опять Фернанда Вольраль: «Сегодня, в этот майский день, я умру. Нас четверо в камере, и мы ждём часа прощания… Вам буду я улыбаться с приходом утренней зари, вас буду целовать в вечерние сумерки. Пусть любовь, а не ненависть, владеет миром…»
Мой лагерный друг Валерий Марченко умирал в беспамятстве. Не говорил, не писал, уже не думал. Его агония, по-видимому, была тяжёлой и долгой. Его письма к маме – из лагеря и ссылки. Нина Михайловна Марченко успела оставить нам книгу его писем. Бессмысленная, напрасная смерть?
В украинском обществе нет страха. Того, массированного советского страха действительно не существует. Его сменили два других феномена: равнодушие и соучастие в коррупции. Источник: https://rus.lb.ua/cabinet/168_semen_gluzman.html?page=2
— Семен Глузман
В мире так много зла. И несправедливости, и лжи. Кто-то должен говорить вслух эту наивную, простую правду: «Король голый!». И платить за эту правду собою, своей жизнью. Потому что голые короли – люди чрезвычайно жестокие, злопамятные, мстительные. С возрастом, отдаляясь от своих личных событий, я всё чаще и чаще задаю себе этот вопрос. На самом деле, главный вопрос: имеет ли право человек жертвовать собою, оставляя на поругание свите голого короля своих близких?
Всего только двадцать лет – и всё забыто. Ради Ельцина, Березовского, Путина. Ради тысяч постсоветских миллиардеров. Ради новой, постсоветской молодёжи, с утра захлёбывающейся пивом, напрочь лишенной каких-либо гражданских амбиций. Больно, противно… Утешаюсь словами мудрого Томаса Манна: «Ещё не было такого случая, чтобы идея, за которую с чистым сердцем боролись, страдали и умирали люди, погибла. Такие идеи всегда осуществлялись. И пусть даже они носили на себе грязные следы действительности, но жизнь их завоёвывала…». Утешаюсь, но остро помню и другое, в феврале 1944 года за несколько часов до казни молодой французский рабочий написал: «Я надеюсь, что моих товарищей и меня не забудут, ибо нас должны помнить».
Должны помнить. Помнят ли… Молодость не любит помнить, она предпочитает чувствовать.