Работы начались в январе и должны завершиться до Пасхи (15 апреля), рассказал представитель занимающейся переносом могил организации Владислав Кононенко. Эксгумация и перезахоронение, по его словам, производятся максимально аккуратно, вручную, в присутствии родственников усопших - если таковые имеются. Но и в тех случаях, если родных найти не удалось, останки все равно обретают новое пристанище. Правда, вместо каменных памятников над такими могилами ставят простые деревянные кресты, пишет "Думская".
Работы по переносу кладбища начались 16 января.
Что касается погребенных в Григорьевке казаков и участников знаменитого десанта 1941-го года, то для них на территории сычавского кладбища выделен специальный мемориальный участок, добавил Кононенко.
Григорьевское кладбище находится на берегу Малого Аджалыкского лимана. Первые захоронения здесь появились в 1780-м году. О необходимости переноса погоста заговорили в 2010-м. Дело в том, что кладбище находится в оползневой зоне - ежегодно в лиман сползает по 2 метра его территории.
Решение ликвидировать погребальный комплекс принял Новобилярский сельский совет, который поддержала Коминтерновская райгосадминистрация. Однако против выступили жители Южного, чьи родственники покоятся в Григорьевке. Они заявили, что расценивают инициативу чиновников как попытку "осквернить могилы", что кладбище является историческим и переносу не подлежит, а с оползнями можно и нужно бороться укреплением берега. Поползли слухи, что геологические процессы - только предлог, на самом же деле, кладбищенская земля потребовалась для строительства грандиозного терминала по перевалке сжиженного газа.
В свою очередь, власти пообещали, что перезахоронение будет осуществляться "по-человечески" и что родственники смогут контролировать этот процесс. В конце концов люди одобрили перенос.
Впрочем, совсем без скандалов дело не обошлось. Так, некоторые местные жители утверждают: надгробия от "бесхозных" могил уже используются кое-кем в качестве… стройматериалов. Так, в расположенном недалеко от Южного николаевском селе Кошары некая супружеская пара решила укрепить разбитыми могильными камнями фундамент своего строящегося дома. О том, кто им предложил приобрести плиты, рассказывать кошарцы не хотят. Но признаются, что "камни привезены с кладбища, на котором начались работы по перезахоронению".
Депутат Коминтерновского районного совета Денис Булдаков, который контролирует ход работ на Григорьевском кладбище уверяет, что перезахоронение проводится согласно всех норм и правил.
"Заявлений и жалоб от родственников покойных, не поступало, - заявил депутат, - информации о том, что могильный камень в с. Кошары привезен именно с Григорьевского кладбища, у нас тоже нет".