Медреформа: итоги первого года

Знаете, что делает украинец, когда назревает необходимость сходить к врачу? Правильно, судорожно пытается найти хорошего специалиста через друзей и знакомых. Читает отзывы в интернете. Спрашивает совета на специализированных форумах. Так поступают 87% наших граждан. Наобум в государственную или частную клинику решаются идти лишь 13%. Эти данные поразительным образом совпадают с результатами другого опроса — 80% наших сограждан считают медицинское обслуживание неудовлетворительным.

Фото: Макс Левин

Недоверие к врачам, конечно же, не делает нашу нацию более здоровой. Но для недоверия есть причины - все последние 20 лет украинская медицина жила за чертой бедности, воспитывая в медиках неприязнь к своей работе в целом, и к пациентам — в частности. Решить проблемы отрасли без серьезной реформы было невозможно, но и реформу много лет провести не удавалось — несмотря даже на то, что в какой-то момент ЕС предлагал Украине свое спонсорство.

И вот, наконец, год назад такая необходимая стране реформа стартовала. Внедрение ее проходит, конечно, не без эксцессов. Присутствуют и элементы предвыборной гонки, и "партизанская" война медиков, и недопонимание со стороны пациентов. Кроме того, руководство страны, президент и премьер-министр, иногда с энтузиазмом подключаются к процессу и устраивают "желтую жизнь" реформаторам (как говорится, порвали два баяна, - в нашем случае, сменили двух министров). Впрочем, ключевую роль в проведении медреформы играет не Минздрав, а Администрация президента. Именно там, в Комитете экономических реформ, разрабатывалась идеология преобразования здравоохранительной сферы, ее стратегия и тактика.

Задача перед реформаторами стоит мега амбициозная — улучшить оказание медпомощи, при этом не задействовав дополнительных финансовых средств. LB.ua попробовал предметно проанализировать то, чего удалось достичь за минувший год.

Создание нормативной базы

Первое, что год назад обещали сделать реформаторы — подготовить нормативную базу для проведения реформы. И в частности — закон о проведении реформы в «пилотных» регионах. И действительно, 7 июля Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом правительственный законопроект о порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве, который предлагает ввести договоры на медицинское обслуживание.

Специалисты очень удивились, увидев город Киев в списке «пилотных» регионов. Традиционно на столицах не экспериментируют, в силу их радикального отличия от других городов. Очевидно, Киев выбрали для того, чтобы главе Горадминистрации Александру Попову было чем похвастать киевлянами перед возможными выборами. Количество открытых в столице за год амбулаторий семейной медицины впечатляет - 70 штук. И почти на каждом торжестве Попов присутствовал лично.

Фото: Макс Левин

Кроме закона о проведении медреформы, было принято множество подзаконных актов, подготовленных в Минздраве и в Комитете экономических реформ.

Бюджет на 2012-ый год принимался уже с учетом перераспределения ресурсов — на первичную медицинскую помощь 35% всех расходов на отрасль вместо 20%, как ранее. Правда, это привело к недофинансированию специализированной и высокоспециализированной медпомощи, и к некому переизбытку (временному, конечно) средств на уровне первички. Из-за этого в учреждениях «первички» часто отказываются специалисты, которым положено работать на вторичном, специализированном уровне оказания медпомощи. Что противоречит идеологии реформы.

Также на подходе - закон об экстренной медицинской помощи.

Вместе с тем, не принято подготовленное Кабмином постановление о повышении заработной платы для медиков, которое, несомненно, повысило бы и качество оказания медицинской помощи.

Разделение в пилотных регионах медицинской помощи на первичную, специализированную и высокоспециализированную

На бумаге разделение состоялось.

На первичном уровне пациент должен получать консультацию, диагноз, помощь при простых заболеваниях и травмах или же - при необходимости - направление к узкому специалисту, на второй уровень. К примеру, к офтальмологу или кардиологу. Также ко второму уровню относятся нынешние районные и областные больницы, которые, возможно, когда-то будут называться больницами планового лечения. Третий уровень - это высокоспециализированная медицинская помощь, которая оказывается при самых тяжелых заболеваниях: операции на сердце, лечение онкологических заболеваний, пересадка органов и т.д.

Теперь только первичная помощь лежит на плечах местных бюджетов, а все остальное финансируется из областного бюджета. В том числе районные больницы и оказание скорой помощи. Польза от этого следующая: если раньше «скорая» из города не имела права ехать в соседнее село или на трассу к умирающему человеку (это называлось нецелевым использованием бюджетных средств), то теперь она может выехать на любой вызов в пределах своей области.

При этом, как рассказали LB.ua в Комитете экономических реформ, им хоть и удалось добиться перераспределения средств, не удалось пока достичь того, чтобы они расходовались более эффективно.

Платные услуги не нужно вводить, они уже есть. Бесплатной медицины не бывает. Кто-то всегда платит. Речь идет о том, оплачивает ли это государство или же сам частный пациент. Важно, чтобы в наших условиях мы обеспечили необходимым набором медицинских услуг все население на бесплатной основе. Откуда возьмутся деньги? Мы должны работать в рамках тех бюджетных средств, которые на данный момент есть – это примерно 3,5 – 3,7% ВВП.

— Ирина Акимова, первый заместитель главы АП

Формирование в «пилотных» регионах «госпитальных округов» и оптимизация сети медицинских учреждений

Госпитальный округ - это территория, жители которой пользуются общей медицинской инфраструктурой. Округ могут образовывать, к примеру, три района какой-то области. На округ приходится определенное количество больниц, роддомов, амбулаторий семейной медицины.

Пока что создание госпитальных округов отложено на неопределенное будущее. Районные больницы остаются все так же районным больницами (а должны были стать больницами планового лечения). Также отложено перепрофилирование медучреждений. Планировалось, что все больницы, которые сегодня не имеют оборудования и кадров для нормальной работы, сменят свой профиль. К примеру, на месте захудалого роддома сделают добротную амбулаторию семейной медицины, а рожениц переведут в другой роддом, получше.

Фото: Макс Левин

Но ни у врачей, ни у пациентов эта идея восторга не вызвала. Медики боятся потерять работу, местные жители предпочитают плохой роддом - проекту красивой амбулатории, которую еще непонятно когда построят. Политической воли внедрять такие преобразования нет - ведь скоро, как обычно, выборы... «Получается, нам разрешили проводить реформу, но трогать ничего нельзя», - говорят в Комитете.

Несмотря на то, что кое-где по Украине закрываются медицинские учреждения, это делается в рамках общей кабминовской экономии, а не в целях реформирования отрасли. По официальной версии, в рамках реформы закрываться не должно ничего — только перепрофилироваться.

Внедрение семейной медицины

Как уже говорилось выше, особо с семейной медициной «расстрались» в Киеве. Открыто 70 новых амбулаторий, и хоть во многих из них вообще нет семейных врачей, все равно появление новых медицинских учреждений, куда человек может заглянуть за помощью, — это огромный позитив. При этом нужно понимать, что врачей семейной медицины - общей практики в Украине — лишь половина от необходимого количества (как их готовят – отдельный разговор). Полностью завершить переход к семейной медицине от «советского стандарта» (с терапевтами и педиатрами) власть планирует к 2020. Как обещал министр, нынче уже бывший, Александр Анищенко, в 2020 году в Украине не останется уже ни терапевтов, ни педиатров - их работу полностью возьмут на себя семейные врачи.

Фото: Макс Левин

Подробнее о том, как работают столичные медамбулатории, читайте в тексте «Потемкинские» амбулатории от Попова».

В других «пилотных» регионах новых амбулаторий семейной медицины — единицы.

По сути, открытые амбулатории — это единственное «покращення» от реформы, которое уже могли ощутить на себе жители «пилотных» регионов. Все остальные «бумажные» решения до людей еще не дошли. Но обещают, что в ближайшее время дойдут в виде бесплатных анализов, лекарств, шприцов... Мы верим, что нам остается?

Сегодня у нас более 43% пациентов начинают лечение и заканчивают его не на том уровне, где надо, а это лишние немотивированные траты на оказание помощи", - сказал министр Анищенко, добавив, что в Европе около 75% пациентов проходят лечение у врачей общей практики от начала и до конца и в случае необходимости их личный врач направляет пациента на лечение к специалистам.

— Александр Анищенко, экс-министр здравоохранения

Перинатальные центры

В крупных украинских городах открываются перинатальные центры. Сегодня открыли новый центр в Харькове - с отделением интенсивной терапии для беременных и рожениц, отделением интенсивной терапии для новорожденных, отделением реабилитации недоношенных и женской консультацией. Аналогичные центры уже работают в Киеве, Кривом Роге и Кировограде.

Хотя не обошлось и без эксцессов - Кировоградский перинатальный центр со скандалом закрылся вскоре после открытия. Как писали местные журналисты, проблемы возникли не только с оборудованием и кадрами, но даже с ремонтом - в новом учреждении сыпалась с потолка штукатурка. Торопились, видимо, к открытию управится. Впрочем, это - частности.

Скорая помощь за 10 минут

Если вы жители «пилотного» региона и недавно вызывали «скорую», то о том, как она здорово реформируется, вам можно не рассказывать... Конечно, до стандарта «10 минут в городе, 20 минут в сельской местности», еще очень далеко.

Фото: Макс Левин

Впрочем, кое-какие усилия по улучшению работы "скорой" все же предпринимаются. В «пилотных» регионах создаются новые диспетчерские центры с современным оборудованием — диспетчер будет знать, где находится какая машина, куда ей ближе отвезти больного. Удивительно, но раньше все это делалось «на глазок». В Донецке такой центр уже практически готов и должен скоро начать свою работу.

В июле 2011-го года министр здравоохранения говорил, что на закупку карет скорой помощи выделено 200 млн. грн. Чиновники обещают, что «скорые» наконец начнут использовать gps-навигацию. По крайней мере, оборудование в машинах установят. А дальше - зависит от водителей...

***

Словом, кое-что за этот год реформаторам сделать удалось, кое-что - нет. Конечно, срок не такой большой, чтобы ожидать от реформы ощутимых результатов. Тем более, что ситуация в украинском здравоохранении, что называется, запущенная.К тому же, проводить реформу приходится в состоянии перманентной предвыборной компании и в стране, даже на марле ухитряются получить откат две-три структуры.

Семен Глузман, психиатр:

Во-первых, я думаю, что медицинская реформа имеет чрезвычайную важность. Потому что 20 лет независимости мы в этом смысле просто потеряли. Я думаю, что подавляющее большинство граждан просто не понимают, насколько серьезное революционное событие сейчас происходит.

Когда началась подготовка к реформе, специалисты видели две опасности. Мы боялись, во-первых, что врачи и медработники будут всячески мешать проведению реформы. Во-вторых, боялись, что будет сопротивляться население. Насколько я знаю, сегодня разъяснительную работу о реформе с населением проводят только в Донецком регионе — не потому, что Президент оттуда родом, а потому, что там команда небезразличных людей подобралась. А во всех остальных пилотных регионах дела плохи. Власть игнорирует население. А номенклатурные чиновники и врачи, которым не выгодна реформа, успевают внушать людям, что происходит нечто плохое. Хотя о каком плохо мы говорим? Разве раньше было хорошо?

По моему мнению, каждый день должны выступать люди с разъяснительной работой. Не у Савика Шустера — там политики, которым нужно понравиться, и не может быть серьезной дискуссии. Я говорю о дискуссии между специалистами, которую имели бы возможность видеть граждане.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram