В этот день во всей стране огромное количество прекрасных, умных, заботливых женщин приходит к себе на работу при полном параде и чувствуют себя именинницами. Огромное количество женщин и совсем немного мужчин. Гендерная диспропорция в школьном образовании гигантская. Мужчин-учителей – исчезающее количество. Кажется, пару лет – и они исчезнут совсем. Дело обучения и воспитания – в руках женщин. На них же – и вся ответственность. Им же и достаются все упреки от недовольных.
В преддверии профессионального праздника Институт Горшенина провел всеукраинский социологический опрос на тему «День учителя в Украине». На вопрос «Как вы считаете, является ли профессия учителя престижной в наше время?» большинство респондентов – 74,1% - ответили отрицательно. И только каждый пятый считает профессию учителя по-прежнему престижной. Вряд ли эти данные могут кого-то удивить. Низкий уровень заработной платы, высокий уровень ответственности и нагрузок, устаревшая материальная база многих школ Украины – вот неполный перечень тех факторов, которые не способствуют росту престижа учительского труда. В последнее время отмечают также досадный факт расширения социальной пропасти между учителем и учеником. Это, в основном, касается столичных школ и школ городов-миллионников. Наступило время, когда многие ученики смотрят на своих учителей свысока и не воспринимают их авторитет. Причина этому – имущественное расслоение украинского общества и сбой в системе ценностных ориентиров украинцев.
Все годы независимости на всех уровнях говорят о необходимости повышения престижности учительского труда, о системе мотивации для молодежи, которая выберет в будущем эту профессию. Однако за все эти годы существенных изменений не произошло. Приятные исключения наблюдаются на уровне отдельных школ, как правило, специализированных, а также экспериментальных площадок. Главная проблема кадровой политики в отечественном школьном образовании – в отсутствии социальных и карьерных «лифтов» для учителя. Устаревшие звания типа «Заслуженный учитель» звучат слишком по-советски и не дают ощутимых привилегий. Для того, чтобы улучшить свое материальное благосостояния, учителя вынуждены увеличивать себе нагрузку – и без того немалое количество рабочих часов. Часто это происходит в ущерб качеству преподавания, в ущерб здоровью учителя.
Видимо, к решению задачи повышения престижности учительского труда, государству и профильному министерству следует подходить более инновационно. Во-первых, не лишним будет проанализировать эффективный опыт ближайших соседей, например Польши - в 1999 году там была проведена успешная реформа образования, которая, в том числе, содержала комплекс мер по мотивации и возможности карьерного роста школьных учителей с соответствующим и ощутимым ростом доходов. Возможно, путь к увеличению оплаты учительского труда – в диверсификации расходов на образование. Такая диверсификация предусматривает распределение бюджетного бремени между государством и регионами, в создании региональных и городских попечительских советов, куда входили бы как представители местных органов власти, так и представители бизнес-структур, крупных государственных и частных компаний, которые озабочены реализацией программ корпоративной социальной ответственности.
При разумном государственном подходе к этому вопросу, профессия учителя имеет все шансы стать намного привлекательнее, в том числе и для молодежи. Пока же все держится на самоотверженных женщинах, которые, несмотря ни на что, умеют хорошо выглядеть и достойно делать свою работу.
Поздравляем вас, дорогие женщины!