«Как человек, достаточно хорошо информированный, я ожидал проявления существующего конфликта. Есть, условно говоря, две концепции реформы. Одна – вполне логичная, структурно и экономически понятная, плод усилий мультидисциплинарной группы экспертов при Комитете экономических реформ. Другая – на мой взгляд, противоречивая и постоянно меняющаяся, от министерства здравоохранения. Я ожидал публичного проявления конфликта, связанных с этим эмоций. В целом могу сказать: была атмосфера взаимопонимания, хотя некоторые из выступавших, к примеру, руководитель медицинских профсоюзов, предлагали совершить, увы, невозможное. Главное, положительное впечатление: позиция премьер-министра Азарова, позиция умного и осторожного человека, желающего минимизировать неизбежные риски и противоречия при проведении столь масштабной социальной реформы.
Я много езжу по Украине. Много общаюсь с врачами. Палитра эмоций у них по отношения к реформе – от страха до ненависти. И причиной тому не только консерватизм мышления, присущий врачам в различных странах и культурах. Есть и иная причина, мощно формирующая «вертикаль сопротивления реформе» - отсутствие внятной, убедительной информации. А врачи общаются не только с подобными себе, они общаются и с пациентами, и с окружающим их населением. Их негативное восприятие предстоящих реформ широко распространяется. Это – очень серьезный риск возможной неудачи. Но пока государство к этому не безучастно.
Нельзя сегодня остановиться и не проводить реформирование системы здравоохранения. Система агонизирует. Поедая до 7% валового национального дохода (здесь и коррупционные деньги, и непрямые расходы, которые не умеют считать экономисты Минздрава), наша система становится все менее эффективной. Руководящий орган системы, Минздрав, не может самостоятельно остановить эту агонию. Кстати, в 1999 году специальной группой при Кабмине было проведено исследование функциональной состоятельности Минздрава, его руководящей функции. Результат был таков: Минздрав не руководит системой, он несостоятелен. Вы думаете, за прошедшие годы что-либо изменилось в лучшую сторону?..
Встреча в Кабмине вызвала у меня страх - когда я услышал, что высокие ведомственные и региональные чиновники скрывают от премьер-министра информацию о задержке выплаты зарплат медикам. Кроме того, меня удивили слова министра здравоохранения, доктора Емца, о необходимости передачи профессиональным ассоциациям медиков права проведения аттестации знаний. Да, так живут все цивилизованные и полуцивилизованные государства, это правда. Но наши медицинские ассоциации, в большинстве своем, мертворожденные, они определяют мнение конкретной медицинской номенклатуры, а не широкой медицинской общественности. Предложение доктора Емца – несвоевременно и опасно. К сожалению, украинские реалии именно таковы. По-видимому, коллега Емец – еще бОльший романтик, нежели я.
В самой концепции реформы все прописано гармонично, последовательно, логично. Иное дело – как все будет исполнено. За пределами концепции опасные зоны действительно существуют. Лишь один пример: сопровождая реформу отрасли, Минздрав должен немедленно пересмотреть систему подготовки и последипломного обучения специалистов. На самом деле, аппарат Минздрава этим новациям агрессивно противится. Причины понятны: страх показать собственную профессиональную некомпетентность, разрушение мягких и жестких коррупционных схем и т.п. Так, издав два года тому назад приказ о необходимости введения дистанционного обучения, тот же Минздрав категорически не хочет вводить эту систему обучения, уже успешно функционирующую в других министерствах и ведомствах страны. Хочу заметить: госпожа Акимова, руководитель Комитета экономических реформ, не претендует на изъятие функций министерства здравоохранения. Ее задача – подготовить структурные, правовые и экономические новации в системе здравоохранения. А задача подготовки специалистов соответствующего уровня знаний и навыков остается у Минздрава. Готово ли сегодня это министерство сопровождать реформу? Нет, не готово. Не может и, увы, не хочет. Таковы реалии. Очень опасные реалии».