Вряд ли можно подобрать более точную аналогию к сегодняшнему состоянию космических программ. Огромные штаты космических агентств и привычка решать поставленные задачи без учета затрат породили гигантские бюджеты, которые не в состоянии вынести в одиночку ни одно государство. При этом размеры организаций не позволяют оперативно маневрировать ресурсами, что лишь усугубляет ситуацию. Одновременно наблюдается катастрофическое падение интереса к космосу, которое особенно ярко видно в день космонавтики, когда телевизор пухнет от старой кинохроники с восторженными лицами, встречающими первых космонавтов.
Противоречие между дороговизной космических программ и пропагандистским эффектом столь велико, что мимо него не смогло пройти ни одно правительство. Космические бюджеты начали урезать все больше и больше, понуждая агентства отказываться от масштабных задач и изыскивать более экономичные решения текущих задач. Более всего от этого страдает пилотируемая космонавтика. Но и прочие программы с беспилотными космическими аппаратами переживают не лучшие времена.
Однако за эти 50 лет человечество успело подсесть на космическую иглу. Оказалось, что есть целый ряд технических задач, которые действительно надо решать. Спутники связи и навигационные системы, мониторинг Земли и атмосферы, военные спутники – вполне обыденные задачи, которые в тучные времена решались между делом и не привлекали внимания, сегодня вышли на первый план и потребовали новых, экономически оправданных решений.
Для экономичного решения жизненно-необходимых задач в космосе на ближайшие четверть века был выбран неординарный метод - частные космические программы.
Начало частного космоса и максимум внимания прессы достались SpaceShipOne от компании Virgin Galactic. Необычный тандем из самолета-носителя и воздушно-космического аппарата смог вылететь по баллистической траектории на высоту около 100 км. Этого хватило для получения приза и возбуждения интереса к космическому туризму. Собрав около 2 миллионов долларов в качестве предоплаты от потенциальных клиентов, компания приступила к постройке более крупного аппарата. На сегодня компания испытала в атмосфере вариант SpaceShipTwo, рассчитанный на 8 человек. Стать пассажиром может любой, кто готов выложить 200 тысяч долларов за 10 минут невесомости.
На фоне этой громкой истории развитие Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX) было практически незаметным, что весьма удивительно. Ведь по своим финансовым возможностям частная компания SpaceX превосходит Virgin Galactic как известный слон известную моську. В настоящий момент в проектах SpaceX задействовано более 1250 сотрудников, а инвестиции измеряются сотнями миллионов долларов.
Подход компании SpaceX радикально отличался от Virgin Galactic. Никаких «белых рыцарей», парящих в небе, никаких технических изысков и полное отсутствие туристов. Ставка была сделана на обычные жидкостные многоступенчатые ракеты достаточно серьезной грузоподъемности под названием Falcon. Зато эти ракеты могут выводить на полноценную орбиту вокруг земли коммерческие спутники и космический аппарат Dragon. Несмотря на первые неудачные запуски, в прошлом году ракета Falcon 9 успешно вывела на орбиту первого «Дракона». Этот успех воодушевил не только саму компанию, но и представителей NASA, которые испытывают большой дефицит в пилотируемых космических аппаратах. Закрытие программы Space Shuttle вынудило США использовать российские «Союзы» для полетов к МКС, но сегодня NASA намерено поручить эту задачу американским частникам. Речь идет о выполнении 12 полетов Dragon в интересах NASA, а общая стоимость контракта оценивается в полтора миллиарда долларов.
Подозрительно счастливая история для столь молодой компании с частным уставным капиталом! Еще более удивителен уровень сотрудничества между NASA и SpaceX. Так, для своих стартов компания весьма выгодно арендовала принадлежащие правительству США площадки на базе Ванденберг и на мысе Канаверал со всей инфраструктурой. Понятно, что не будь этой аренды и компания вынуждена была бы строить свой комплекс, что увеличило бы затраты на создание ракеты в разы, а к срокам проекта смело можно было бы прибавлять несколько лет. Эти и еще многие другие штрихи позволяют взять слово «частная» в кавычки и рассматривать SpaceX как подшефную структуру NASA, полностью зависящую от государственных космических программ. Перекачка бюджетов и технологий позволили SpaceX быстро решить сложные технические задачи, однако и компания позволила решить не менее сложную управленческую задачу по реорганизации работы NASA в условиях отсутствия программы Space Shuttle.
Запасным вариантом для NASA является Orbital Sciences Corporation, которая с 1982 года принимает активное участие в различных космических проектах. Корпорация успела разработать гиперзвуковой аппарат Х-43, воздушно-космический самолет Х-34, и множество ракетных систем. Последнее достижение корпорации – контракт с NASA на 1,9 миллиарда долларов, согласно которому снабжение к МКС будет доставляться ракетами Taurus, разработанными в Orbital.
Строго говоря, и Virgin Galactic не осталась без внимания космического агентства. Например, при разработке беспилотного челнока Х-37 был использован носитель «White knight».
Получается весьма забавная картинка. С одной стороны наблюдаем активно пропагандируемые частные космические полеты, космических туристов, проекты отелей в космосе на фоне показного дистанцирования государства. С другой стороны из любого околокосмического предприятия в большей или меньшей степени торчат уши NASA, которое и есть полномочный представитель государства по всем вопросам в области космоса.
В принципе такой подход неоднократно был испытан на убыточных предприятиях. Приватизация убыточной структуры позволяла государству не только решить проблемы бюджета, но и вытянуть из экономической пропасти само предприятие. Оговорюсь – сейчас речь не о постсоветском пространстве, где доминирует практика национализации убытков и приватизации прибылей. В данном же случае нечто похожее испробовано на космических бюджетах.
Космос остается объектом пристального внимания для государств, и вывески частных структур не должны вводить нас в заблуждение. Частные компании еще очень долго будут наполнять свои бюджеты не за счет скучающих толстосумов, но за счет государственного бюджета. Более того, и развиваться эти компании будут в указанном государством направлении. Благо рычагов влияния на ситуацию у государства предостаточно.
В итоге сегодня мы видим удивительный процесс. Человечество внезапно поняло, что не имеет с тем стройным юношей, часами бегающем с мячом по площадке, ничего общего. И приняло болезненное решение спрыгнуть с пивной диеты и начать вести здоровый образ жизни, стремительно сбрасывать лишний вес и учиться кидать мяч хотя бы без одышки и сердцебиения. Но почему бы и нет? Ведь в противном случае есть серьезный риск окончательно разучиться попадать в корзину.