Украинские журналисты на минувшей неделе явно умерли бы от скуки, если бы Япония не стала жертвой аварий на АЭС, Алимжан Тохтахунов промолчал об Украине в интервью Ксении Собчак, а Муаммар Каддафи мирно отдал власть и уехал к другу Чавесу. К счастью, это не произошло.
Итак, Япония. Украинские журналисты сообщают буквально о конце света в отдельно взятом государстве, ну и о том, что «Фукусима» с ЧАЭС теперь навек станции-побратимы:
Это журнал «Weekly.ua». А вот газета «KyivPost»:
Журнал «Корреспондент»:
«Український Тиждень»:
«Фокус»:
Основной мотив многих публикаций о ситуации на японских АЭС заключается в том, что миру придётся пересмотреть отношение к ядерной энергетике:
Это «KyivPost». Вот «Корреспондент»:
«Индия, ранее намеревавшаяся немедленно начать строительство АЭС, объявила о временном моратории на эти проекты. Немецкое энергетическое агентство также озвучило свои рекомендации Кабинету министров по свёртыванию развития атомной энергетики как отрасли. Перспективы атомной промышленности после аварии на «Фукусиме» крайне незавидные».
Конечно, в прессе дали ответ на вопрос о том, возможно ли повторение такой же аварии (землетрясения) в Украине. Газета «Комментарии»:
Газета «2000»:
Газета «Зеркало недели»:
«Что касается Украины, то практически на всей её территории уже реализовалось много землетрясений. Сейсмическая активность на территории Украины проявляется и теперь. На картах, созданных для строительства различных типов сооружений, показаны зоны сейсмической бальности. В частности, столица Украины, город Киев, находится в 5-6 бальной зоне. Закарпатская, Одесская области – в 8 бальной. Крымский полуостров в 8-9 и даже 10 бальной».
В газете «Комментарии» предположили, что теперь-то уж европейцы дадут Украине столько денег на строительство нового саркофага на ЧАЭС, сколько Украина попросит.
В газете «Зеркало недели» размышляли о том, станет ли драма в Японии причиной нового экономического роста. И объясняли, откуда у Японии то достоинство, с которым общество переживает нынешнюю драму:
Тем временем в Ливии опасный психопат, у которого 40 лет все как миленькие покупали нефть, Муаммар Каддафи, восстанавливал контроль над обществом. Методы? Любые. В «Корреспонденте» отметили, что он «определил своё жизненное предназначение так: «Все великие пророки современности пришли из пустыни – Мухаммед, Иисус и я».
«Weekly.ua»:
«Профиль»:
«Український Тиждень»:
В газете «2000» забавлялись с тем фактом, что у Каддафи украинские ордена, и он никогда не был обделён вниманием украинских политиков, хоть и все всегда знали, что он невменяемый маньяк:
Надо сказать, что вся несовременность прессы хорошо проявилась на минувшей неделе в освещении ситуации в Ливии: новостные ленты сайтов уже несколько дней пестрят сводками о войне, начатой Западом против Каддафи, а на бумаге максимум – сообщение о резолюции совета безопасности ООН с требованием к сторонникам Каддафи и восставшим прекратить огонь:
Это «Зеркало недели». Также в этой газете опубликована заметка о влиянии восстаний на Ближнем Востоке на рынок топлива:
В журнале «Корреспондент» есть небольшой материал о беженцах из Ливии:
И о том, что богачи с Ближнего Востока, а также из Китая и Пакистана всё активнее переезжают в Лондон:
В журнале «Український Тиждень» продолжили милую практику журнала «Профиль», публиковавшего на фоне восстаний в Северной Африке туристические очерки Алёны Громницкой из Южной Африки, – и опубликовали заметку о Кении:
А в газете «Комментарии» опубликовали нетипичный для украинской прессы материал о восстании в Бахрейне, которое ни в коем случае не будет поддержано Западом, как восстание в Ливии, даже если король Бахрейна лично загрызёт всех своих подданных:
«Бахрейн – одна из площадок многолетнего соперничества между Ираном и Саудовской Аравией. И нынешние события могут, наконец, нарушить баланс в этом противостоянии. А заодно дать толчок превращению Ирана в региональную супердержаву. Причём успешное выполнение ядерной программы для этого отнюдь не обязательно, как и применение силы. Тегерану достаточно поддерживать движения, дестабилизирующие существующие режимы. И хотя степень его участия в происходящем в Бахрейне установить трудно, Ирану восстания в Северной Африке и их распространение на Аравийский полуостров даёт блестящую возможность доминирования в регионе».
Вся эта заметка в «Комментариях» удивительно выбивается из привычной для местных журналистов практики «ура-революционности» (по аналогии с ура-патриотизмом в России). А вот в «Корреспонденте» опубликовали типичную ура-революционную заметку:
Тохтахунов.
Журнал «Корреспондент» отреагировал на приязнь украинского государства к этому человеку вот так:
В журнале «Країна» опубликовали гневный отзыв Виталия Портникова:
Самый большой материал опубликовали в «Українському Тижні»:
Информационные поводы из Украины не привлекли такое массовое, концентрированное внимание украинских журналистов. Даже смрад таинственности вокруг истории продажи «Укртелекома» не смог превзойти японские и африканские страсти:
Это газета «KyivPost». А вот «Weekly.ua»:
Газета «Деловая столица»:
«Фонд Госимущества и украинская фирма «ЕСУ», созданная австрийским инвестиционным фондом «EPIC», подписали договор купли-продажи. Австрийцы, которых подозревают в том, что они действуют в интересах неназванных украинских инвесторов, заявляют, что не намерены сразу перепродавать «Укртелеком», за который они согласились заплатить 10,575 миллиардов гривен. Впрочем, в этом уже нет необходимости. По информации «ДС», накануне сделки произошла непубличная смена владельца самой «ЕСУ».
Журнал «Корреспондент»: «Оппозиция обещает сорвать сомнительную сделку по продаже «Укртелекома». Правда, для этого Юлии Тимошенко придётся вернуться к власти».
В журнале «Український Тиждень» опубликована заметка Александра Бондаря, бывшего главы Фонда госимущества Украины. Он отметил в ней: «Приватизация «Укртелекома» беспрецедентная – объект готовили 10 лет, чтобы продать неизвестно кому. Серьёзным западным инвесторам продемонстрировали, что они нынешней власти не нужны».
Попытку народных депутатов и дальше неприлично и незаконно голосовать за себя и всех отсутствующих в зале парламента соратников в украинской прессе критиковали на минувшей неделе не так яростно, как Муаммара Каддафи, но тем не менее. Выше – иллюстрация из газеты «KyivPost».
В журнале «Weekly.ua» отреагировали большим материалом:
«Если сенсорная кнопка заработает, фракция Партии регионов, в которой больше всего прогульщиков, не сможет справиться с голосованиями своими силами».
В «Корреспонденте» опубликовали мнения депутатов парламентов европейских государств о планах их украинских коллег узаконить голосование друг за друга. Типичное мнение: «Вы знаете, мне непонятен ваш вопрос в принципе. Что значит, может ли депутат не голосовать лично? Разве такое вообще возможно? В Финляндии депутат может голосовать исключительно за себя, никаких других вариантов не предусмотрено».
В газете «Деловая столица» опубликован материал о попытках украинской таможни стать, собственно, таможней вместо нынешней произвольной обдираловки:
В интервью газете «Комментарии» руководитель таможенной службы рассказал, что ныне правящая сила активно борется с коррупцией, а предприниматели сами не готовы работать чисто: «За 2010-й год уволено 400 служащих таможни – и за нарушение присяги, и за поддельные дипломы, и за содействие контрабанде, и за немотивированную задержку грузов. Это больше, чем за все предыдущие десять лет вместе взятые. Но проблема в другом. Многие предприниматели готовы только голословно обвинять, не указывая ни конкретных лиц, ни конкретных компаний, не готовы писать заявления в правоохранительные органы. Мы собрали в Одессе 100 крупнейших предпринимателей и спросили: у кого есть замечания по работе таможни? 20 подняли руки. Мы говорим: давайте прямо сейчас, в присутствии других предпринимателей, в присутствии телекамер откроем ваши контейнеры и проверим, всё ли там в порядке. Никто не согласился».
Только в журнале «Український Тиждень», да и то маленькой заметочкой, отметили, что протесты украинских предпринимателей на минувшей неделе продолжились посредством голодовки.
Только в журнале «Профиль» опубликован материал о ходе и итогах визита премьер-министра Азарова в Турцию.
Только в газете «Комментарии» решили осветить тот факт, что пошлин на импортный бензин не будет. «На руку противникам пошлин сыграла идея-фикс Януковича максимально быстро подписать договор об ассоциации с ЕС».
Только в газете «KyivPost» отреагировали на решение Украины не присоединяться к «Открытому небу» и продолжили следить за поступлением новой информации о пропавшем на территории Украине палестинце:
В газете «2000» опубликовано интервью с послом Вьетнама в Украине об однопартийности, перспективах сотрудничества двух государств и закончившемся «застое» в отношениях.
В журнале «Країна» опубликовано интервью с Верой Агеевой, литературоведом и лауреатом Шевченковской премии. Читать обязательно.
О произведениях Лины Костенко, Оксаны Забужко и других современных украинских писателей, о литературной и издательской деятельности.
В газете «2000» опубликовано удивительное интервью с Мустафой Найемом, широко известным в узких кругах и в «Беркуте» журналистом. Это очень хороший пример того, как украинские журналисты могут сочетать в себе, казалось бы, несочетаемое.
Сначала Найем говорит: «Команда, которая пришла к власти, более закрыта. Она своим приходом создала атмосферу, когда журналисты ощущают, что им не хватает информации. Это раз. Во-вторых, с представителями команды Януковича мало контактов в принципе. Раньше шли и сливы, было постоянное общение, теперь это прекратилось».
Потом добавляет: «Если бы он [Янукович. – lb.ua] вышел к нам и начал общаться… Когда мы просим информацию о некоем человеке – нам не дают эту информацию. Когда мы требуем: отвезите нас в Межигорье, – нас не везут».
И тут же сам демонстрирует полновесную януковичевскую закрытость:
Вопрос: – Почему вы разошлись с Савиком? У вас ведь был неплохой тандем. Ответ: – По поводу Савика я вообще бы не хотел комментировать. Я уже всё об этом сказал. Я считаю, что это внутренняя кухня, и мы её закрыли.
Интересно, почему Партии регионов не позволяется иметь «внутреннюю кухню», о которой молчат, а Партии журналистов – позволяется? Тут ещё надо выяснить, какая партия имеет большее влияние на судьбу общества.
Почему Януковичу не позволяется отвечать на вопрос о Межигорье: «Я уже всё об этом сказал», – а Найему позволяется отвечать на вопрос о публичном и общественно значимом конфликте с душком цензуры: «Я уже всё об этом сказал»?
Ну, а это, на мой взгляд, самая интересная новость минувшей неделе. Опубликована в пятничном приложении к газете «Коммерсант».