Согласно действующим нормам, для того, чтобы закрыть школу, достаточно желания областного управления образования и согласия «территориальной общины». Обычно в роли территориальной общины выступает городской, районный или сельский совет. Новый законопроект предполагает, что реорганизовать или закрыть школу можно только «по согласию территориальной общины (общего собрания) села, поселка, города или на основании результатов местного референдума».
«Согласие территориальной общины сегодня может по-разному трактоваться, - прокомментировал LB.ua свой законопроект Николай Томенко. – Можно пригрозить сельскому голове, и он даст «согласие». К нам поступали жалобы с Луганщины, например: там сельским головам угрожает областное управление образования. Мол, если вы не дадите согласия на закрытие школ, вы плохо кончите. Потому мы решили перенести норму из закона про местное самоуправление, и разъяснить, что согласие территориальной общины – это либо результаты общего собрания, либо результаты референдума».
По словам Николая Томенко, из-за общественной дискуссии, которая поднялась вокруг закрытия школ, их закрывают не так быстро и не так массово, как собирались изначально. «Я не против того, чтобы закрывались школы, обучение в которых неэффективно, - говорит Томенко. – Если в какой-то школе менее 10 учеников, то понятно, что качественного образования они не получают. Но решение о закрытии должны принимать местные жители: если они знают, что есть школьный автобус, который будет возить детей в другую школу, если известно, какова будет судьба учителей из закрытой школы. Если они уверены, что в помещении школы не откроют пивную, а будут использовать его для внеклассного обучения, кружки там организуют. Мы поставим законопроект на голосование 17-го марта, и я надеюсь, что удастся убедить проправительственные фракции в том, что его необходимо принять».
Напомним, ранее министр образования Дмитрий Табачник высказал мнение, что все школы, в которых менее 40 учащихся, должны быть закрыты. После чего премьер-министр Николай Азаров заявил, что «категорически нельзя закрывать ни одну школу, пока не решен вопрос с подвозом детей к другим учебным заведениям школьным автобусом и трудоустройством учителей школ, которые закрываются».