«У нас в этом месяце возник долг в 4 тысячи гривен, которого еще месяц назад не было, - обратился в редакцию Lb.ua киевлянин Олег Александрович, - кроме долга, отопление и газ подорожали в пять раз!» Он объясняет дом обслуживает жилищный кооператив, который сам рассчитывает стоимость услуг и заключает договора с поставщиками.
Пенсионер пожаловался: платежки с новыми тарифами получили многие соседи, только долги у всех разные, у кого 2 тысячи, у кого 5. Пенсионер продемонстрировал нам платежку за декабрь: цифры там действительно существенно отличались от предыдущих счетов. Хотя число прописанных в квартире не изменилось (как известно тариф на газ умножается на количество прописанных в квартире человек). А тариф за уборку придомовой территории вырос с 50 гривен до 239. Кроме того, судя по платежке, эта семья за декабрь использовала 132 кубометра воды (44 куба горячей и 88 холодной воды). Хотя счетчик, установленный в квартире, показывал лишь по два кубометра. В управлении жилищного хозяйства нам пояснили, что 132 кубов хватило бы, чтоб весь декабрь купать компанию из 15 человек! К тому же на обратной стороне квитанции сообщалось о долге в три тысячи с лишним.
Несуразицу в квитанциях можно было списать на техническую ошибку, но в правлении дома (Победы, 27, обслуживает жилищно-строительный кооператив «Политехник-2»), нам рассказали, что это не ошибка, там будут требовать, чтоб жильцы уплатили начисленное, и даже угрожают судом.
Жильцы, с которыми нам удалось поговорить, рассказали: каждой квартире начислили разные тарифы. «В правлении объяснили, что будут начислять тариф не по тому, сколько человек прописано в квартире, а по тому, сколько реально проживает, - возмутился житель, представившийся Сергеем, - только как они будут выяснять, сколько живет?» Сергей рассказал, что представители правления проводят «рейды» по дому: заходят в каждую квартиру и считают жильцов.
«К нам в квартиру проверка из правления заявилась на Рождество 7 января, у нас были гости, в итоге в платежке видим, что цена на газ указана в расчете из восьми человек! Именно столько нас в тот день было вместе с гостями!» - негодует его жена Ольга. Женщина рассказала, что у дома - серьезная задолженность перед городом за коммунальные услуги, вот правление и выкручивается, как может, чтоб закрыть 2010 год с меньшими долгами.
Мы связались с председательницей дома Ириной Гулько, которая поведала: тот, кто не согласен с выставленным счетом, должен явиться в правление дома и доказать, что исправно платил. «Люди не ходят на заседания дома, не интересуются, у нас нет никаких сведений о них, о том, сколько в квартире человек живет, вот мы и посчитали так», - рассказала Гулько. Правда, каким образом люди смогут доказать количество живущих – женщина не уточнила. Гораздо более разговорчив был комендант дома Владимир Степанович, тот в грубой форме объяснил Lb.ua, что правление само прекрасно знает какие тарифы начислять. А кого ситуация не устраивает, он посоветовал продать квартиру и переехать в другой дом.
Мы решили у точнить в мэрии, как киевляне могут обезопасить себя от подобных инициатив от жилищных кооперативов, и ОСМД. Ведь, по словам главы столичной администрации Александра Попова, создание объединений собственников многоквартирных домов в ближайшие годы будет основной темой в вопросе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. Слова Попова подтверждает и принятая Киевсоветом «Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города Киева на 2010-2014 годы». В документе прописано, что к концу 2011 года число ОСМД в Киеве удвоится, а к 2014 году все столичные дома будут самостоятельно заниматься коммунальным хозяйством. Этот курс прописан и в проекте Жилищного кодекса.
Юрист Татьяна Монтян советует жильцам самостоятельно разобраться, откуда «Если этот дом – жилищный кооператив, то жильцам нужно поднять задницу, провести общее собрание и поинтересоваться, откуда такие цифры, кто там у них в ревизионной комиссии и кто там у них в правлении, - уверена Монтян, - им никто не поможет, кроме их самих!»
В КП «Главный информационно-вычислительный центр» (ГИВЦ), который начисляет и распространяет счета за жилищно-коммунальные услуги в большинство киевских домов, тоже уверены, что разбираться пострадавшим придется самостоятельно. Так как коммунальное предприятие данный кооператив не обслуживает.
«Кооператив «Политехник-2» не работает с ГИВЦ, выписывает счета самостоятельно, - рассказал нам директор КП Станслав Каплуненко, - так что мы не можем гарантировать, что выплачиваемые жильцами деньги действительно дошли до «Киевводоканала» или «Киевэнерго». Каплуненко советует людям пока ничего не платить, собрать все оригиналы квитанции и написать письмо главе кооператива с просьбой объяснить, почему подняли тарифы. Кроме того, он уверен, что жильцам на собрании кооператива желательно проголосовать за переход на обслуживание коммунального предприятия ГИВЦ, тогда они смогут получить гарантию, что счета действительно оплачены и поступили поставщикам услуг, а не «пропали» где-то по дороге.