К сожалению, такой парад технологий начал превращаться в пафосное мероприятие на ВДНХ уже в 2010 году, с выходом на экраны фильма «Трон: наследие».
«Трон: наследие» – это сиквел легендарного фильма «Трон», вышедшего в 1982 году. Тогда молодой Джефф Бриджес изображал задорного талантливого программиста, попавшего в виртуальный мир, чтобы сразиться с главным компьютером, проявляющим диктаторские замашки, и поиграть в цифровое фрисби с программами, населяющими киберпространство. Сегодня такое кино выглядит, конечно, наивно, но довольно искренно и мило, в той же мере, в какой милыми кажутся запылившиеся тетрисы и 8-битный дизайн.
Осовремененная версия путешествий по цифровой вселенной выглядит с куда большим пафосом: сын героя Джеффа Бриджеса, Сэм Флинн, отправляется на поиски своего отца, исчезнувшего 20 лет назад (через 7 лет после событий предыдущей части, очевидно). Сэм думает, что безалаберный папаша-программер его попросту бросил, но нет: Флинн засосало в опасную трясину кибер-мира. Программа, которую он сам же и создал, под названием Клю (тот же Джефф Бриджес, только омоложенный посредством компьютерной графики), захватила власть в виртуальном мире и даже планирует замахнуться на мир реальный.
По дороге к отцу Флинн-младший проходит примерно те же испытания, что и Флинн-старший в фильме 28-летней давности, только с расширенными возможностями: внезапная антигравитация, метательные диски теперь еще и выполняющие функцию хранения информации, светоциклы, выпадающие из рукояток, и даже джедайские мечи (на этом, кстати, отсылки к «Звездным войнам» не заканчиваются).
Сам Флинн сидит где-то высоко в горах, томно медитируя в винтажных интерьерах и почитывая Достоевского с Толстым. С ним живет выжившая после коварного программного геноцида Кора, программка, которая занимает очень высокую стадию эволюции в этом дивном кибер-мире.
Вполне можно было бы приписать второму «Трону» и незыблемый сюжет о превратностях креационизма, и вычитать между строк религиозную подоплеку в связи с фигурами Отца-творца, его смелого сына, а также падшего ангела и вечного женского начала, от которого никуда не денешься. Также на фоне проходит тема opensource, но не находит должного раскрытия.
Все попытки фильма высказаться о чем-то важном, забиваются мишурой технической неуместности и отсутствия воображения у главных сказочников всея Голливуда, студии Дисней. Другими словами, способность воспринимать подтексты у зрителя волшебным образом улетучивается. Удивительно, но даже сидя в зале IMAX и смотря фильм в формате 3D, зритель не «вбрасывается» в этот фильм, а, напротив, выталкивается мельтешением, неприятными цветами и неудачными визуальными решениями.
Что мешало дебютанту Джозефу Косински, заполучив на этот фильм бюджет в 300 миллионов долларов (больше, чем у «Аватара», между прочим), включить свою фантазию на полную мощность? Очевидно, полное отсутствие ее, как таковой. Ведь киберпространство – это, как показали нам братья Вачовски, неиссякаемый источник для воображения, предлагающий сонм разных вариантов и решений. В «Троне» же все сведено к минималистическим пейзажам, окрашенным либо в очень темные цвета, либо в очень светлые, с мелкими вкраплениями голубого и красного, которые светятся на героях.
Придется вернуть свои слова по поводу «Начала» обратно: по сравнению с «Троном» фильм Нолана – умнейшая и оригинальная картина. Будучи неочевидными, отсылки к «Началу» присутствуют в том или ином виде: например, в эпизодическом появлении Киллиана Мёрфи в роли талантливого сына влиятельного дяденьки, или в саундтреке, который написал известный дуэт электронщиков Daft Punk и который странным образом изобилует струнными вариациями.
К сожалению, музыка, на которую фанатами как самой группы, так и первого «Трона», возлагалось столько надежд, делает из скучного затянутого сиквела еще более скучный затянутый сиквел. Даже сцены экшена, бодро разбавляющие традиционные для мэйнстрима философские беседы, напрочь лишены драйва как такового. Наверное, в силу утвердившейся гегемонии многомиллионных компьютерных технологий, большие голливудские студии решили пренебречь этим важнейшим компонентом.
Но, к сожалению, обилие спецэффектов пока что не может вытеснить еще одну составляющую вменяемого кино – хорошую актерскую игру. Джефф Бриджес, при всем моем уважении, выглядит так, как будто его герою опять испортили ковер, стержень интерьера, а сцена ужина с сыном и прикормленной программкой Корой на винтажных стульях в интерьерах, вынутых из музейных коллекций, еще больше оттеняет героя Бриджеса в его усталой обреченности, так и хочется налить ему «белого русского».
Не лучше выглядит и стержневая парочка «Трона» – Сэм и Кора, в исполнении Гаретта Хэдлунда и Оливии Уайльд, известной нам как Тринадцать из сериала «Доктор Хаус». Мистер Хэдлунд – воплощение всех не обезображенных интеллектом и актерским талантом актеров Голливуда всех времен и народов, а Оливия Уайльд – разочарование года, оказалось, что скупость эмоций ее героини в «Хаусе» не в последнюю очередь опосредована малым запасом актерских приемов, которыми она владеет.
Еще хуже обстоят дела с персонажами второго плана, которые обычно в голливудском мэйнстрима способны на многое. В «Троне» имеется судорожный Майкл Шин в роли хозяина такого себе мини-содома для программок, Брюс Бокслайтнер, сыгравший программиста Алана, как в сиквеле, так и в оригинальной картине, и прекрасная женщина Джем, которую сыграла Бо Гарретт и затмила всех своим киберпанковским зонтиком и дождевиком (больше ни одного намека на киберпанк в фильме, естественно, нет).
Тем не менее, у этого фильма наверняка найдется свой зритель, которому он понравится. Это будет человек, не видевший ни одну часть «Звездных войн», ни одного фильма из франшизы про «Бэтмена» (там в некоторых сценах не хватает все-таки Джокера с его сакральным «Why so serious?»), ни одной качественной экранизации научной фантастики, а также фильмов «Пятый элемент», «Матрица», «Властелин колец», «Аватар» и «Начало».
Есть ли такие люди в Украине, можно будет проверить с 30-го декабря, в кинотеатрах, 3D и IMAX 3D.