Это смогли выяснить благодаря дендрохронологической экспертизе: панели, на которых написаны оба портрета, оказались сделаны из одной древесины. Каждая панель состоит из трех досок; в обеих центральные доски были сделаны из одного дуба, а боковые - из другого. Экспертиза показала, что древесина была из Польши или территорий к северо-востоку от нее.
Кроме того, было установлено, что рисунок одного портрета точно повторяет рисунок другого, но в зеркальном отображении. Это значит, что художник пользовался одним шаблоном. Первоначально считалось, что "Пеликан" был создан первым, в 1573-74 годах, а "Феникс" - двумя годами позднее. Однако инфракрасный анализ установил, что на "Фениксе" художник исправил положение глаз (первоначально они были ниже). Это значит, что живописец начал с него, а затем поправил свой шаблон и использовал его на "Пеликане". Вполне возможно, что художник работал над двумя картинами одновременно и закончил их приблизительно в одно и то же время.
Предположительно, портреты были написаны Хиллиардом или в его мастерской. Художник более всего известен как автор миниатюр, иллюстратор и ювелир - не сохранилось ни одной картины маслом, которую с уверенностью можно было бы ему атрибутировать. Тем не менее, между миниатюрами Хиллиарда и двумя портретами Елизаветы прослеживается заметное стилистическое сходство. Кроме того, известно, что Хиллиарду заказывали портрет королевы.
"Пеликан" и "Феникс" получили свои прозвища благодаря ювелирным украшениям, которые Елизавета носит на каждом из портретов. Первая из названных картин хранится в галерее Уокер в Ливерпуле, вторая принадлежит Национальной портретной галерее, однако уже давно выставляется в галерее Тейт. После проведенного исследования два портрета решили вывесить вместе: с 13 по 19 сентября они выставляются в Национальной портретной галерее в Лондоне.