ГлавнаяОбществоЖиття

Записки режиссера. Сладкий хлеб несвободы

А теперь, как я и обещал в материале о Локотском палаче Тоньке-пулеметчице, расскажу и о месте действия. Рассуждать дальше о «сладком хлебе несвободы» не стану, изложу только факты. Как говорили римляне: «Умному – достаточно». Так что выводы делайте сами.

Записки режиссера. Сладкий хлеб несвободы

Итак, Локотское самоуправление просуществовало у нас во время войны с ноября 1941-го по август 1943 года. Столицей его был поселок городского типа Локоть Орловской (ныне – Брянской) области РСФСР.

Конечно, существовавшая там административная система во многом повторяла систему, которую нацисты использовали и в других оккупированных областях СССР. Но с одним принципиальным отличием – вся полнота власти на местах принадлежала в Локте и округе не немецким комендатурам, а местному самоуправлению. Любым немецким органам власти запрещалось вмешиваться во внутренние дела «Локотской волости». Германские учреждения на территории округа ограничивали свою деятельность лишь помощью и советами местным руководителям, которые сами отвечали за сбор налогов, безопасность немецких грузов на своей территории и обеспечение немецких войск продовольствием. Единственным платежным средством признавался только законный советский рубль.

Во главе района стоял русский бургомистр со своим аппаратом управления. Вначале это был 46-летний Константин Воскобойник – местный житель, инженер химзавода. Еще в 20-х годах он участвовал в крестьянских восстаниях против коллективизации и непомерных поборов крестьян на содержание Красной Армии. В 1924 году переехал в Москву, где по поддельным документам окончил Институт народного хозяйства им. Плеханова. В 1931 году, полагая, что за 10 лет уже прошел срок давности, явился в ОГПУ и дал признательные показания о своем участии в восстании. Однако, что весьма странно, был не осужден, а лишь выслан в административном порядке на три года в Новосибирскую область. По окончанию срока ссылки в 1938 году оказался в городе Локоть.

После прихода немцев Воскобойник сразу же был назначен старостой и командиром отряда народной милиции. Константин Павлович немедленно показал в работе отличные организаторские способности и уже через месяц его полномочия немецкими властями были значительно расширены – отряд милиции увеличен до 200 человек, Воскобойнику стали подчиняться прилегающие к г. Локоть населенные пункты, была образована Локотская волость, созданы сельские отряды милиции.

Но уже 8 января 1942 года Константин Воскобойник был убит партизанами, совершившими на Локоть дерзкий налет на 120 санях, и обер-бургомистром Локотского округа стал заместитель и друг Воскобойника 42-летний фольксдойче Бронислав Каминский. Личность тоже непростая.

В 1935 году за критику коллективизации член большевистской партии Каминский был исключен из ВКП(б), а в 1937 году арестован и осужден за якобы принадлежность к «чаяновской контрреволюционной группе». Отбывал срок технологом по спиртопроизводству в «шарашке» в Шадринске. В начале 1941 года был освобожден и отправлен на поселение в Локоть.

С приходом немцев Бронислав Владиславович стал быстро завоевывать авторитет и поддержку у местного населения. А население округа составляло ни много ни мало 581 тыс. человек! К тому же по своим размерам Локотский округ уже превышал территорию Бельгии! Он имел статус административно-территориального национального образования и даже собственные вооруженные силы. Его Русская освободительная народная армия (РОНА) к середине 1943 года состояла из 15 батальонов численностью 20 тыс. человек, в том числе танковый батальон, артдивизион, пять пехотных полков, саперный батальон и батальон охраны.

Естественно, еврейское население Локотского округа было полностью и сразу же уничтожено.

Однако «при минимальном контроле со стороны немецкой администрации Локотское самоуправление добилось крупных успехов в социально-экономической жизни округа, – признают сейчас исследователи, – ввиду того, что здесь была отменена колхозная форма хозяйствования и введена необременительная система налогов». Конфискованное при так называемом «раскулачивании» советской властью имущество безвозмездно возвращалось бывшим владельцам. Размер подушного участка для каждого жителя самоуправления составлял около 10 га. За время существования самоуправления были восстановлены и пущены в эксплуатацию многие промышленные предприятия, занимавшиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, восстановлены церкви, открыто 9 больниц и 37 медицинских пунктов, действовало 345 общеобразовательных школ и три детских дома. В каждом райцентре работали гостиницы, постоялые дворы, не говоря уже о многочисленных ресторанчиках, столовых, кафе и магазинах. Был даже свой драматический театр, который по количеству и составу труппы – более 100 человек только артистов! – являлся самым крупным на оккупированных советских территориях.

«Очень удачный эксперимент», – похвалил успехи «низшей расы» сам рейхсфюрер СС Гиммлер.

Тогдашний глава округа Воскобойник, когда еще был жив, неоднократно выступал перед немецкой администрацией с инициативой распространения подобного самоуправления на все оккупированные советские территории: «Свободный труд, частная собственность в пределах, установленных законом, государственный капитализм, дополненный и исправленный частной инициативой, и гражданская доблесть явятся основой построения нового государственного порядка в России. Настоящая программа будет осуществлена после окончания войны и после прихода Народной социалистической партии к власти».

«Наша партия, – вторил ему Каминский, – партия национальная. Она помнит и чтит лучшие традиции русского народа… Народная социалистическая партия шлет привет мужественному германскому народу, уничтожившему в России сталинское крепостное право!».

Германские власти, однако, официального разрешения на создание партии так и не дали.

Тем временем отношения между вооруженными формированиями РОНА, советскими партизанами и местным населением перешли уже в настоящую гражданскую войну. То есть – войну между своими же.

Именно на территории Локотской республики партизаны стали практиковать террор против гражданского населения, что подтверждают донесения войск по охране тыла немецкой группы армий «Центр». Ведь нигде больше, а только в районе 2-й танковой армии, где и располагался Локоть, были зафиксированы случаи массового уничтожения партизанами мирного населения.

Но и РОНА не церемонилась с соотечественниками. Было расстреляно, повешено и замучено более 10 тыс. человек, в том числе сожжено заживо 203 человека. Полностью сожжено 24 деревни и 7 300 колхозных дворов, разрушено 767 общественных и культурных учреждений.

В 1942 году в Брянском районе в составе боевой группы немецких и венгерских дивизий бригада Каминского приняла участие в антипартизанской операции «Фогельзанг». В ходе операции убито 1 193 партизана, 1 400 ранено, 498 захватили в плен. А в аналогичном рейде «Цыганский барон» разгромлено 207 партизанских лагерей, 1 584 партизана убиты и 1 568 взяты в плен.

Тогда-то и приступала к своей кровавой работе уже знакомая вам Тонька-пулеметчица – локотский палач Антонина Макарова. Введь на территории округа действовали свои Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс.

При этом нередки были случаи массового дезертирства советских партизан и переход их на сторону РОНА.

Но имелись лишь единичные факты перехода к партизанам членов вооруженных формирований Каминского.

Война шла своим чередом, и 5 сентября 1943 года Локоть был освобожден силами 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса совместно с частями 250-й стрелковой дивизии. В августе 1943 года при отступлении немецкой армии вооруженные формирования Локотского округа под командованием Бронислава Каминского, а также члены их семей и все, кто не захотел оставаться на советской территории (примерно 30 тыс. человек), ушли вместе с немцами в город Лепель Витебской области. Там на какое-то время была создана аналогичная Локотской Лепельская республика. Кстати, именно в Лепеле в 1978 году и была арестована Антонина Макарова.

Позднее РОНА, преобразованная в 29-ю гренадерскую ваффен-дивизию СС, вместе с отступавшими германскими войсками отошла дальше на Запад, где с чрезвычайной жестокостью участвовала в подавлении Варшавского восстания. Во время резни, учиненной этой дивизией, было убито не менее 10 тыс. мирных жителей. После чего обергруппенфюрер СС фон дем Бах-Зелевски, руководивший подавлением Варшавского восстания, позаботился о том, чтобы ненужных свидетелей и главных участников той бойни не осталось.

Вместе с начальником штаба Шавыкиным, дивизионным врачом, переводчиком и шофером, Каминский был передан в руки немецкого военного трибунала. И 28 августа 1944 года бригадефюрер СС, кавалер Железного креста первого класса Бронислав Каминский был казнен.

Война быстро приближалась к концу. Третий Рейх бесславно исчезал. Великая Германия в мучениях умирала.

На этом мечты о тысяче лет сытости и порядка Локотской республики в составе Рейхскомиссариата Московия завершились.

А вместе с ними и эта непростая история.

Анатолій БорсюкАнатолій Борсюк, режисер, тележурналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram