ГлавнаяОбществоЖиття

Два деда. Сочинение к Дню Победы

Два деда. Сочинение к Дню Победы

1.ФРОНТ ГЕНЕРАЛА ГОРДОВА
Полковник-инженер Александр Зотиков…

…вернулся в казенную куйбышевскую квартиру из следственной тюрьмы МГБ в пригороде Безымянка в конце осени 1947 года. Жена Мария Сергеевна встретила его молчаливыми обьятиями и голыми стенами. «На толчке» с их старшим. Лёвкой, она распродала всё. От ковриков до посуды. Втроем с 8-летним Зотиковым Жоркой питались из солдатских манерок.

Супруги недолго поминали друг другу взаимные измены последних лет. Было некогда. Отбитые почки Александра Ивановича и его быстрый перевод в Ахалкалаки не оставляли времени для разборок. Автоколонна стояла под окнами.

Александр Иванович слыл среди подчиненных его окружной автотракторной службы - фартовым. От Сталинграда до Праги только и словил, что под Никополем – маузеровскую пульку в мякоть левой подмышки навылет. Оголтелые водилы его «студеров», виллисов и полуторок звали Зотикова «самураем» и «тангенсом» - за зубрежку новых инструкций.

Он и вправду был создан для войны – по-гвардейски безбашенный, по-солдатски неприхотливый. По–трактористски упертый. Тупо преодолевал ночной зубрежкой собственную тупость.Чемпион 1931 года по мотокроссу. Четыре ребра, сломанных на 11-метровом мототрамплине. Германовский Лапшин на мотыке с беломориной в углу ощерившейся пасти – это киношный дубликат деда Саши.

Умельцы из Безымянского острога отметелили деда куда основательней, чем немцы за четыре года Действующей армии. К к счастью, «на кухню Бровермана», в костоломню центрального аппарата МГБ, Зотикова не отправили. Не накопали ничего существенного. А главное, подследственный не сдал своего командарма генерал-полковника Василия Гордова. И не наговорил на него, каких ему златых гор не сулили на Безымянке.
И теперь Зотикова интересовало одно – что с Гордовым. С его начальником, старшим товарищем, мучителем и обьектом многолетнего преклонения?

Не спрашивай. Саша. Худо дело, - кратко ответила Мария. Она теперь боялась собственных пустых стен.

От жен арестованных сослуживцев мужа по Приволжскому военному округу бабка узнала в очереди с передачами военную и государственную тайну. Командующего округом генерала -полковника Василия Гордова и его начальника штаба генерала-майора Федора Рыбальченко, прежний шеф «Смерша» Виктор Абакумов два месяца контролировал в их квартирах через новоизобретенную дистанционную «прослушку». Освободителей Запорожья, Никополя, Кривого Рога, Бродов, Золочева, Львова, Сандомира, Кельце. Берлина и Праги круголосуточно писали абакумовские спецы, выделяя ключевые слова и темы. На генерале Гордове МГБ СССР вручную создавал прообраз системы «эшелон», сделавшей через полвека карьеру майору Мыколе Мельниченко.

А началась эта история в конце лета 1942 года. Немцы медленно, но верно ползли к Городу Сталина на Волге. Верховный Главнокомандующий, верный любимой тактике, начал системный поиск козлов отпущения. Выбор был невелик. Фронтами и армиями командовали преимущественно «старые унтера-кавалеристы» Первой мировой, которых Сам же и утвердил наверху в замену отстрелянной по его санкции армейской верхушке.
Как провести широкую критическую кампанию в тылу и в Действующей армии, никого особенно не репрессируя и не снимая с фронта?Но при этом напомнить старикам»: вождь в любой момент заменит вас свежими кадрами, как заменил Семена Буденного на Георгия Жукова.

Берется глава Союза Писателей Советской Украины Александр Евдокимович Корнейчук. По совместительству – член Военного совета Юго-Западного фронта. Драматург-орденоносец видел своими глазами отступление Красной Армии. Понимает, что сейчас нужно хозяину. УЖЕ ПИШЕТ.

Драма! Сюжет: Командующий фронтом старой складки окружил себя холуями. Молодой передовой командарм, знаток военной науки, режет начальнику правду – матку. Ставка и Военный совет (читай – партия) – на стороне молодого. Замена в ходе сражения. Блестящие результаты. И враг бежит, бежит!..

…бежит в Кремль Александр Евдокимович с рукописью. «Я сам буду твоим цензором,- сказал царь Пушкину…виноват, сказал вождь Корнейчуку. – и комфронта у тебя правильно назван. Горлом берет – значит, Горлов!».

«Угадал! И тут угадал!..Ай да Пушкин…» - окрылился наш земляк из Христиновки.

Командующего фронтом «старшего унтера» генерала Горлова Корнейчук назвал в честь генерал-лейтенанта Василия Гордова. Того только что собрались снимать «за ошибки» с командования Сталинградским фронтом. Ставка направляла на его место блестящего и шляхетного Константина Рокоссовского, кумира госпитальных медсестричек и кинозвезды Валентины Серовой.

Но из верхнего эшелона горлопана и матерщинника Гордова не убрали – понизили до командарма. Такого «на переправе не поменяешь» - «старый унтер» полки водил отменно. Гордовская привычка все проверять, всё воглавлять и за всё лично отвечать была известна и жесткому Жукову, и вкрадчивому начальнику Генштаба Василевскому. «Матерное управление» и «иерихонскую трубу» старого служаки терпели, как «издержки производства». Передний край – не Институт благородных девиц. Если тебя не услышат подчиненные – завтра твоих солдат и офицеров будут смывать шлангами с гусеничных траков «панцер-камарады» Клейста и Манштейна.

Другое дело, что на расстоянии от передовой гордовская манера то и дело «икалась» фронтовым штабистам и подчиненным командармам. При случае Василий Николаевич мог развернуть офицеров штаба в цепь и лично возглавить прочесывание какого-нибудь леска в поисках вражьих автоматчиков. Ох, не нравилось это «двигателям флажков»! А командармы были зашуганы гордовским горлом до…До анекдота, попавшего в учебники.

В день прибытия Рокоссовского на Сталинградский фронт командарм-66 Родион Малиновский забрался к самому чёрту в зубы, в расположение передового взвода, и не выходил на связь с новым комфронта. Так один из будущих Министров обороны СССР перестраховывался – а ну, как новый командующий окажется таким же строгим, как смененный им Гордов? Неет, лучше уж – передний край!...

И всё же всё бы – ничего, но водился за Василием Николаевичем поистине роковой грех – он еще и на дух не выносил политруков. Заезжий «политрук» Корнейчук от Гордова «потерпел» всего пару часов. Но всё про генерала понял – и «заклеймил».

С 24 по 27 августа 1942 года пьеса А.Корнейчука «Фронт» печатается в «Правде». Фактически - как партийная директива. Дело немыслимое. Недобитый старый генералитет массово принял «Горлова» на свой счет и двинул жаловаться на «щелкопёра»…Сталину. Корнейчуку же интимно обещали долгую и мучительную смерть…

Народний артист СРСР Олексій Дикий в ролі генерала Горлова в п’єсі О.Корнійчука «Фронт» . Фото 1940-х рр.

А Кремль совместно с Александром Евдокимовичем Корнейчуком продолжали продвигать пьесу «Фронт». В последний день 1943 года в штабах соединений и частей проходит премьера фильма братьев Васильевых «Фронт» с Борисом Бабочкиным – Чапаевым в главной положительной роли генерала Огнёва. Действие фильма происходит в окопах и в штабе…в последние минуты старого года и первые часы нового. То есть фильм, как последующие кинопроекты Эльдара Рязанова, изначально запрограммирован на максимальную-новогоднюю-аудиторию.

Аудитория «Фронта» переходит линию фронта. Геббельс показывает фильм братьев Васильевых фюреру и высшему генералитету рейха в ставке «Вольфшанце» в Восточной Пруссии. Естественно, с наложением титра «Вот так они воюют». История умалчивает, воспринял ли Гитлер киноиздевательство над генералом Гордовым как комедию или ему обьяснили кадровую подоплеку фильма.

А генерал-полковник Гордов не собирается подстраивать под тыловых деятелей свой гордый норов и менять своих взглядов. В начале 1944 года командарм 3-й Гвардейской приказывает расстрелять агитатора политотдела – майора гвардии Александра Трофимова. Мотив – «за уклонение от боя».

Приказ отменяют «как неправильный» - задним числом…А к Гордову начинают серьезно прислушиваться профессиональные слухачи. К тому же, Василия Николаевича слишком ценит Жуков – главный источник напряжения для Кремля в конце войны и особенно после неё.

Тогда же, в марте 1944 года, «паркетно» - дипломатический гений драматурга Корнейчука напрямую сказался на его карьере. 5 февраля 1944-го года Президиум Верховного Совета УССР назначил его первым в истории народным комиссаром иностранных дел республики советской Украины. Сталину был нужен лишний голос в ООН. Хотя бы и фиктивный…

...Волгари –одноармейцы, генерал-полковник Гордов и полковник-инженер Зотиков, закончили войну освобождением Праги. О том, как Третья Гвардейская Общевойсковая армия Василия Гордова разделила славу спасения Праги с «власовцами», дед Саша молчал всю жизнь.
Кончаясь в 1979 году в палате отцовского Института онкологии в Киеве , дед с ноткой торжества вручил мне трофейный эсесовский кортик из саксонского замка. Я этот режущий предмет еще малым в Куйбышеве присмотрел.

Кадр з документального фільму Олександра Довженка «Визволення Правобережної України». Маршал Д.Рибалко ставить бойові завдання командуванню 3-ї танковой армії та 3-ї гвардійської (загальновійськової) армії (ком. Василь Гордов) на визволення Львова. Другий ліворуч (зі знаком «Гвардія» на грудях) – полковник Олександр Зотиков. Броди, липень 1944 р.

Дед сунул мне кортик - молча. Напутствия внуку не сложилось у него . Отставной умирающий «самурай» уже отлично чуял, как всё «прогнило в Датском королевстве».

Если бы дед Саша получил доступ к недавно опубликованным расшифровкам «прослушек» Гордова, его жены и начштаба ПриВО Рыбальченко, записанным МГБ в последние дни 1946 года в Куйбышеве, он бы…

...Из расшифровки МГБ. Декабрь 1946 года. В.Гордов – жене: «Значит, я должен где-то там все за ширмой делать, чтобы у тебя был кусок хлеба? Не могу, этого у меня в крови нет. Что сделал этот человек - разорил Россию, ведь России больше нет! А я никогда ничего не воровал. Я бесчестным не могу быть. Ты все время говоришь - иди к Сталину. Значит, пойти к нему и сказать: "Виноват, ошибся, я буду честно вам служить, преданно". Кому? Подлости буду честно служить, дикости?! Инквизиция сплошная!..»

Гордов – начальнику штаба Приволжского военного округа Федору Рыбальченко: «Что меня погубило - то, что меня избрали депутатом. Вот в чем моя погибель. Я поехал по районам, и когда я все увидел, все это страшное - тут я совершенно переродился. Не мог я смотреть на это...Кошек едят, собак, крыс… Я сейчас говорю, у меня такие убеждения, что если сегодня снимут колхозы, завтра будет порядок, будет рынок, будет все. Дайте людям жить, они имеют право на жизнь, они завоевали себе жизнь, отстаивали ее!/…/ Нам нужно иметь настоящую демократию».

Вот какие монологи завершали гордовскую трагедию. Корнейчуковский водевиль из «Правды» там и рядом не стоял. И виновными в измене они себя на суде не признали – ни Гордов, ни Рыбальченко, ни его жена.

...Так что сказал бы дед Саша, прочтя эти расшифровки на 70-м году жизни? Сказал бы разве что «Понимаете…Давай-давай, валяй-вваливай». Поехал бы на дачу и упился бы самодельным дачным сидром. Дача деда Саши была километрах в десяти от подвала, где расстреляли всех «расшифрованных» в конце августа 1950 года. Дед и сам потом умер - в Киеве - в конце августа. В тех числах августа, когда в 1942 году опубликовали и разослали по штабам «к обязательному обсуждению пьесу «Фронт» Корнейчука.

До чего славные были на зотиковской даче медовка, анис, антоновки и ранет! Мы набивали яблоками полный дедовский «виллис»,который я так и не выучился водить. И всё равно яблок оставалось столько, что приходилось набивать ими компостную яму.

И вишни не успевали собирать. И вся земля в урожай была в красной жиже с косточками.

Алексей Зотиков

2. ХУТІР ВЕРТЯЧИЙ
Підполковник медичної служби Григорій Барбарук…

...прийшов до київської оселі на Інститутську, 16,квартира 35 в грудні 1943 року глухонімим. Голова та руки природженого хірурга-«різуна» сіпалися поза його волею. Це на роки позбавляло його повернення до операційного столу.

Патологоанатоми стоять біля джерела найстрашнішої медичної таємниці. Зараз я вам її скажу.

Найстрашніша медична таємниця полягає в тому, що лікувати будь-яку людину не має жодного сенсу.

Бо будь – яка людина все одно помре.

Коли на першому курсі медичного інституту у великій секційній залі студенти(ки) пізнають цю остаточну істину, багато хто забирає документи з деканату…

(Далі буде)

Олексій Зотиков-Олексій Барбарук-Трипільський

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram