Потому мнение старших должно учитываться при принятии законов, психологическом консультировании или межгрупповых дебатах, полагают авторы исследования.
Группа ученых под руководством Игоря Гроссманна из Мичиганского университета в США обратила внимание на то, что вопреки расхожему мнению, распространяемому, в том числе, и различными литературными произведениями, соответствие почтенного возраста житейской мудрости до сих пор, практически, не было изучено научным методом.
В то же самое время, снижение многих параметров мыслительной деятельности с возрастом - надежно зафиксированный научный факт.
Для того, чтобы выяснить, насколько взаимосвязаны старость, интеллект и мудрость, ученые провели серию экспериментов с участием добровольцев трех различных возрастных групп.
В первую из них входили молодые люди от 25 до 40 лет, вторую составляли люди, вступающие в зрелость (41-59 лет), а третья группа была сформирована из людей с возрастом от 60 лет и старше.
Добровольцам предлагались к рассмотрению несколько сюжетов межгрупповых и межличностных конфликтов, основанные на реальных событиях, касающихся миграции народов, межэтнического противостояния, принятия новых законов, а также взаимоотношений между родственниками.
Участникам эксперимента предстояло предположить, как описанные конфликты будут развиваться в дальнейшем. При этом ученые оценивали ответы своих подопечных по шести ключевым параметрам: способности заменить собственную точку зрения на точку зрения человека, вовлеченного в конфликт (1), распознаванию возможности перемен (2), способности предвидеть несколько сценариев разрешения конфликта (3), понимание неопределенности и недостаточности собственных знаний о конфликте (4), поиску возможности его разрешения (5) и, наконец, поиску возможности компромисса (6).
Подсчитав количественно эти шесть параметров в случае каждой группы, ученые пришли к выводу, что пожилые люди по каждому из этих параметров превосходят молодых участников эксперимента и используют при рассмотрении предложенных ситуаций схемы аргументирования более высокого уровня.
В частности, более «возрастные» участники эксперимента чаще других склонялись к рассмотрению нескольких вариантов развития событий, возможности компромисса и признавали недостаточность собственных знаний.
«Осмысление социальных взаимодействий улучшается с возрастом, несмотря на снижение уровня интеллекта», - считают ученые.
Это позволяет исследователям предположить, что в некоторых случаях принятия социально важных решений, в первую очередь, следует прислушиваться к мнению пожилых людей.