ГлавнаяОбществоЖиття

Ученые выяснили механизм полета четырехкрылого динозавра

Группа исследователей выяснила механизм полета четырехкрылых динозавров - микрорапторов. Ученые работали с моделью, созданной на основе ископаемых останков. Работа специалистов из США и Китая опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ее суть изложена в пресс-релизе Канзасского университета.

Микрорапторы были мелкими покрытыми перьями динозаврами, обитавшими на Земле около 120 миллионов лет назад (именно таков возраст обнаруженных окаменевших останков микрорапторов). У ученых нет единого мнения насчет того, как именно микрорапторы использовали свои четыре крыла. Часть специалистов полагает, что динозавры планировали с ветки на ветку. Другие ученые придерживаются мнения, что микрорапторы обитали на земле и крылья помогали им совершать длинные прыжки.

Авторы новой работы решили экспериментально проверить первую гипотезу. Они сконструировали модель микрораптора, состоящую из скелета, глиняного тела и перьев фазана. Для того чтобы перья по своим свойствам напоминали перья настоящих микрорапторов, исследователи укоротили и "общипали" их (древние перья были несовершенными). Кроме того, авторы работы создали более простые модели микрорапторов из пенопласта.

Запуская модели с разной высоты, ученые установили, что микрорапторы могли планировать на значительные расстояния. Видеозапись экспериментов доступна здесь. По мнению авторов, их работа свидетельствует, что именно планирование с ветки на ветку было первой стадией развития полета не только у микрорапторов, но и у других покрытых перьями крылатых динозавров.

С точкой зрения исследователей, а также с интерпретацией результатов их экспериментов согласны не все коллеги авторов. Критики новой работы, доводы которых приводит портал ScienceNOW, считают, что "позы", которые принимала модель микрораптора при полете, были анатомически невозможны.