ГлавнаяОбществоЖиття

Знания в рассрочку

Украинские университеты нищают из-за неплатежеспособности студентов и недостатка финансирования со стороны государства. Выживать удается путем договоренностей деканатов с учащимися об отсрочке оплаты за образование и разнообразным платным услугам.

Родители Маргариты, студентки-первокурсницы киевского Университета экономики и права «Крок», смогли заплатить за учебу 1 465 грн только 14 сентября. Ей, как и другим студентам этого вуза, внесли изменения в договор: вместо суммы за весь семестр деньги разрешили вносить помесячно. Самые бедные могут воспользоваться другой отсрочкой – до 5 декабря – при условии оплаты 50% от стоимости первого семестра. 

Университеты-кредиторы
Бедность населения и паралич банковской системы заставили университеты, по сути, кредитовать молодежь, желающую образовываться. Если раньше вузы отчисляли злостных неплательщиков без раздумий, то сегодня применяют «индивидуальный подход», предоставляя всяческие поблажки, поскольку дорожат каждым студентом-контрактником.

В Луганском национальном педагогическом университете имени Тараса Шевченко применяют «кроковскую» схему. «Остро выраженной проблемы у нас не было, но с прошлого года мы разрешили платить за учебу помесячно. Также даем отсрочку в оплате сроком на три месяца», – объясняет «Левому берегу» Виталий Курило, народный депутат и по совместительству президент ЛНПУ. По его словам, большинство студентов перешли с посеместровой на помесячную оплату, что свидетельствует об обнищании их родителей. Хотя отчислений из-за неплатежей нет, что очень радует руководителя вуза.

Сергей Квит, президент «Киево-Могилянской академии», подтверждает слова коллеги. «В прошлом году не было ни одного студента, который бы не заплатил», – говорит он «Левому берегу», рассказывая, что бывали случаи, когда «Могилянке» приходилось помогать в поиске спонсоров бедным, но одаренным учащимся.

Представители вузов и студенты, с которыми пообщался «Левый берег», утверждают, что неплатежи не переросли в массовое явление ни в Киеве, ни в Харькове, ни в Днепропетровске, ни в Луганске и Хмельницком. «Люди, которые собираются учиться, знают цену контракта и рассчитывают плату на весь период», – рассуждает г-н Квит.

"В начале кризиса – зимой и весной – волна негатива от студентов была, они возмущались, что нечем платить, – поясняет Александр Смирнов, руководитель секретариата Украинской ассоциации студенческого самоуправления. – Но сейчас мы не получаем сигналов. Если они будут в дальнейшем, будем реагировать".

Сегодня студенты побаиваются афишировать финансовые трудности. Например, Анна, студентка четвертого курса Хмельницкого национального университета, индивидуально договорившаяся о помесячной оплате с деканатом, опасается, что в случае раскрытия информации соглашение сорвется.

По данным УАСС, около 20 вузов страны получают оплату в рассрочку. Преимущественно это маленькие университеты или их колледжи в Бердянске, Калуше, Виннице, Тернополе, Сумах, Запорожье, Луганске. Но в списке также числятся и Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника, Университет туризма, экономики и права, Волынский национальный университет имени Леси Украинки, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко.

Зачетка втридорога
В этом году абитуриенты заметно экономили: не поступив в престижное учебное заведение, выбирали самые дешевые варианты. «Тенденция такова, что многие студенты шли в государственные вузы на любую специальность, лишь бы попасть на бюджет. Девчонки подавали документы не туда, куда душа лежит, а, например, на механизацию – лишь бы получать стипендию, которую в этом году повысили», – рассказывает Людмила Пащенко, председатель Агентства развития образовательной политики, участвующего в разработке системы тестового оценивания.

Ректоры вузов, наоборот, попытались поднять плату за образование и расширить список «денежных» услуг, чтобы сбалансировать расходы и доходы. В этом им подыграло правительство, издавшее постановления №133 и №369 об изготовлении дипломов за счет студентов и взимании платы за прогулы, пользование библиотекой, Интернетом и прочим, а также распоряжение №416-р, которым сокращалось количество бюджетных мест на 10–50%.

К началу вступительной кампании активисты студенческого самоуправления отменили централизованные поборы на государственном уровне, но тарифы продолжают действовать в частных вузах. Более того, они растут! Со студентов Классического частного университета (Запорожье) вместо 20 грн за прогул начали требовать 40, а о новой стоимости пересдачи экзаменов даже спрашивать боятся…
Торговля «енками», пересдачами, зачетками, студенческими и дипломами в частных университетах стала обычным делом, превратившись в отдельную статью дохода учебного заведения. Ведь деньги изымают официально – через платежку в банке или кассу вуза. «Если диплом стоит 34 грн, некоторые коммерческие вузы продают его за 150», – обобщает Александр Смирнов, не переходя на конкретику, поскольку учебные заведения обижаются.

Салага платит дважды
Если в долларовом эквиваленте цена образования осталась той же – или даже снизилась, то в гривнах она заметно выросла. Положением дел заинтересовался Антимонопольный комитет, запретивший вузам повышать плату за учебу, объясняя, что университеты не могут увеличивать сумму, указанную в договоре со студентом. Сейчас ведомственные специалисты проверяют методику расчета расходов вузов.
Руководители учебных заведений разводят руками. Виталий Курило говорит, что вновь поступившие студенты по сути оплачивают расходы за старшекурсников. Ведь каждый контрактник с четвертого курса является для многих университетов убыточным. «Инфляция съела часть денег, цены подскочили, а оплата осталась та же. Насколько мне известно, в ряде вузов есть финансовые проблемы. Потому с первокурсников берут больше – они перекрывают затраты на обучение студентов 3–4 курсов», – объясняет Виталий Курило. Как в армии: «салаги» отвечают за «дедов».

Александр Смирнов, наоборот, утверждает, что большинство университетов повысили оплату еще весной, до вмешательства Антимонопольного комитета, поэтому зря жалуются. Впрочем, студенты давали отпор, настаивая на праве платить меньше. Доходило до трагедий. Как рассказывает Михаил Лебедь, журналист студенческой «Неофициальной газеты», в Национальном горном университете Днепропетровска ректору не удалось убедить контрактников перезаключить договоры, поэтому администрация экономила электроэнергию, отключая лифты. В результате студент с больным сердцем умер, поднявшись пешком на 13-й этаж учебного корпуса. Смерть объяснили трагическим стечением обстоятельств, но экономить свет прекратили…

Компромисс, который ректоры лоббируют в парламенте и на который согласны в УАСС, – ежегодная индексация платы за учебу в соответствии с инфляцией. Иначе, по словам Виталия Курило, Украина через 5–10 лет растеряет весь потенциал высшего образования. «Если взять украинский и китайский вузы одного уровня, то в Китае высшее образование финансируют в 10 раз лучше, чем у нас. О чем может идти речь? Качество образования мы в силах поднимать только за деньги контрактников!», – сетует г-н Курило на нехватку бюджетных денег. «Если не платить, университеты нужно будет закрыть. Они не смогут поддерживать жизнедеятельность!», – соглашается с ним Сергей Квит. «Повышение оплаты в течение срока обучения на уровень инфляции – это адекватно, поскольку вузы, недополучающие деньги, не могут предоставлять качественное образование», – вторит им Александр Смирнов.

Вот только зарплаты студентам и их родителям пока никто не планирует индексировать.

Михайлина СкорикМихайлина Скорик, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram