Есть у СМИ и другие заботы, например, выискивать некие важные темы и требовать ввести их в школьную программу. Дети и так занимаются пять дней в неделю по семь уроков. Это возмутительно, конечно, что часть ребят так никогда и не узнают, кто такой Василий Теркин, и не выучат наизусть кусок «Войны и мира». Еще семь уроков в день – и мы впихнем в школьников ВСЕ общие знания.
И любимая тема – результаты внешнего тестирования. Почему дети так плохо знают украинский язык, спрашивают у меня коллеги. 40 тыс. не набрали минимального балла для поступления в вузы. А потому, что не все должны поступить в вузы. Поступить должны самые грамотные, способные, трудолюбивые. И барьер в количестве баллов установлен именно с расчетом на это, а не на проверку знаний школьников по украинскому языку. Человека, который скажет, что не всем детям нужно высшее образование, а кое-кто получился бы неплохим слесарем, у нас в стране могут разорвать на части. Потому что мы – страна с фанатичным уважением к образованию, в том числе и к высшему.
Мы так увлеклись ликвидацией безграмотности, что уже не можем остановиться. Все споры о суперважных предметах – родом из ликбезов, и результаты тестирования мы рассматриваем через лупу потому, что стремимся узреть все-таки безграмотность и искоренить ее. К этому прибавляется уверенность воспитанных в СССР родителей, что высшее образование обязательно поможет ребенку выйти в люди. Казалось бы, отличный плацдарм для создания мощной образовательной системы, но вместе с тем украинские вузы даже не претендуют на место в первой сотне рейтинга лучших вузов мира.
Не претендуют потому, что родителям и студентам диплом кажется более значимым, чем образование, и вся наша высшая школа заточена под быструю и безболезненную выдачу дипломов после формальных процедур (лекции, экзамены, дипломная работа). Кстати, в этом разрезе старая система поступления в вузы за деньги, а не за знания, была более уместна – брали тех, кто готов был платить за диплом, а знания тут причем? Собственно, внедрение внешнего тестирования в Украине – просто нонсенс, ведь поступивших умных детей придется еще и чему-то учить, то есть, менять установившиеся порядки. Или объяснять детям, что они сюда за дипломом пришли, а не за профессией. Или, в конце концов, отменить эти никому не понятные тесты, возмущающие общественность. Последний вариант – вполне реальный, с учетом того, что умные всерьез заняты поисками безграмотности (в том числе и в тестах), которую можно было бы ликвидировать, а не вникают в суть происходящих процессов.