Жители Украины понимают, что наконец именно от них зависит, как будет развиваться их громада.
В результате децентрализации выросли местные бюджеты, и теперь громады имеют достаточно возможностей для реализации интересных проектов, иногда — абсолютно инновационных, которые развивают нашу страну в социальном и экономическом направлениях. Например, сейчас бюджет Тростянецкой тергромады (Сумская область), которая насчитывает 22 тыс. жителей, достигает 200 млн грн. Большинство поступлений обеспечивают НДФЛ, земельный налог, а также налоги от малого и среднего бизнеса. Собственные поступления составляют 100 млн грн из общей суммы дохода. Это отличный результат!
Какова же главная цель реформы децентрализации? Прежде всего,сформировать эффективное местное самоуправление и оптимальную систему территориальной организации власти на новой территориальной основе. Чтобы каждый житель любой громады мог непосредственно контролировать и влиять на качество различных услуг в своей местности. Отныне не кто-то «в высоких кабинетах» Киева, а именно власть на местах решает, какие направления являются наиболее приоритетными. В результате децентрализации местные советы и их исполкомы получат широкие полномочия и достаточно средств для решения локальных вопросов. Соответственно, и ответственность за их реализацию усиливается и персонифицируется.
Реформа децентрализации: первые успехи
2020 год стал знаковым для формирования административно-территориального устройства базового и субрегионального уровней Украины. До этого большинство территориальных громад были чрезмерно маленькими и не могли оказывать соответствующие услуги своему населению. Так, более 60% сельских территориальных громад имели численность жителей менее 1000 человек. До реализации реформы в Украине функционировали территориальные громады с численностью жителей менее 100 человек. Возникал вопрос, а какие полномочия могут выполнять с такой численностью территориальных громад органы местного самоуправления? Подобная модель была убыточной и экономически не обоснованной, поскольку бюджеты таких маленьких сельских и поселковых советов тратились исключительно на заработную плату управленческого аппарата, а не на проекты развития.
Благодаря объединению небольших громад, расширились не только их полномочия, но и финансовые возможности для реализации развивающих проектов.
В Украине вместо более 11 тысяч мелких территориальных громад было создано 1469 территориальных громад и вместо 490 районов — 136 новых районов. Местные выборы 2020 года состоялись уже на новой территориальной основе. Украинцы избрали депутатов сельских, поселковых,городских советов и сельских, поселковых, городских голов и депутатов районных советов. В связи с уменьшением общего количества районных государственных администраций, расходы на осуществление исполнительной власти в 2021 году в областях уменьшились приблизительно на 2 миллиарда гривен по сравнению с 2020-м. Стоит добавить, что в результате бюджетной децентрализации (т.е. когда органам местной власти передали полномочия управлять доходами и расходами громад) доходы местных бюджетов в 2020 году увеличились до около 304 млрд грн. А объем капитальных расходов местных бюджетов 2020 года составил 96,8 млрд грн, что на 5,6 млрд грн больше, чем в 2018 году. Для сравнения, в 2015 году капитальные расходы местных бюджетов составили 32,2 млрд грн.
Возрастают и инвестиции на местах. Так, во Львовской области Новомистская тергромада разработала оригинальный туристический проект под названием «COWBOYKY: Украинский дикий запад», и получила на его реализацию более 1 000 000 евро от Евросоюза и инвесторов. За эти средства построили сыроварню, парники, «ковбойский» городок и Школу экономического развития. А Томашпольская громада нашла способ, как не повышать тариф на воду. Они установили солнечные панели, которые дают энергию для насоса скважины. Из этой скважины поставляется вода для более 2 тыс. домов. В прошлом году громаде удалось сэкономить на электричестве для подачи воды более 100 тыс. грн.
К тому же, с 1 января 2021 года в Украине начался важный этап — все громады перешли на прямые межбюджетные отношения и стали равными по статусу. Теперь большое значение имеет то, насколько эффективно они будут использовать свои возможности.
Признание реформы
Недавно послы стран «Большой семерки» подчеркнули, что успешное объединение территориальных громад Украины указывает, что наша держава способна проводить реформы на высоком уровне. Европарламент признал децентрализацию одной из самых успешных реформ в Украине. Поэтому неудивительно,что, в частности, Италия заинтересовалась нашими результатами, и Украина будет делиться своим опытом по проведению реформы децентрализации с этой страной.
Граждане также поддерживают проведение реформы. По результатам ежегодного всеукраинского социологического исследования «Децентрализация и реформа местного самоуправления», 81% граждан, которые хорошо осведомлены о реформе, считают, что Украине нужна децентрализация. 59% жителей или почувствовали улучшение от реформы, или ожидают его.
Важную роль в успехе реформы децентрализации играет поддержка со стороны Президента. Владимир Зеленский отметил, что «власть должна видеть проблемы на местах, а не из окон своих киевских кабинетов». Вскоре после этого Президент ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) «О мерах государственной региональной политики в поддержку децентрализации власти». В исполнение Указа Президента в Украине, в том числе, проведут инвентаризацию водных и лесных ресурсов, а также объектов государственной и коммунальной собственности, находящихся на территории территориальных громад. Речь идет о проведении тщательной системной работы для получения достоверной информации о таких объектах и переводе их в «цифру». И это тоже — залог успеха децентрализации, ведь на данный момент громады не всегда знают, какие конкретно ресурсы имеют в своем активе, поэтому не могут эффективно ими управлять. И это должно быть исправлено.
Ближайшие шаги
Сейчас самое важное в контексте завершения децентрализации - это внесение изменений в Конституцию Украины в части децентрализации власти. Такие изменения закрепят успешность реализованных изменений.
Как отметил Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, изменения в Основной Закон «должны закрепить переход от централизованной к децентрализованной модели государства, где в основе — громада». И подчеркнул, что речь идет, прежде всего, об обеспечении финансовой базы местного самоуправления, возможности создания органами местного самоуправления районного и областного уровня собственных исполнительных органов. Также необходимо переформировать местные государственные администрации в органы префектурного типа, основной задачей которых будут осуществления только государственных функций. При этом их отношения с органами местного самоуправления будут строиться на основе партнерства, а не контроля и директив.
Центральная и местная власти: сотрудничество ради развития
Недавно я принимал участие в заседаниях Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей при Президенте Украины, которые прошли в Хмельницком и Днепре. Созданный Конгресс уже стал эффективной площадкой, где согласовываются позиции всех сторон по прохождению реформы децентрализации. Дальше — больше. Децентрализация — сложный процесс, который требует объединения усилий. Поэтому я рассчитываю на активность со стороны ассоциаций органов местного самоуправления, в частности, в вопросе продвижения конституционных изменений. Только за счет внутренней и внешней поддержки мы сможем довести реформу до ее логического и успешного завершения.