Вечером 27 ноября, в первый судебный день, когда украинским морякам начали избирать меру пресечения, я полистал Facebook и увидел очень много комментариев о том, что им нужна помощь, поскольку вещей у них с собой не было при задержании. Но я обратил внимание, что никто не выразил желание организовать сбор помощи.
Из каких-то человеческих побуждений, а также учитывая, что я со своими друзьями уже имели опыт в организации таких акций в Крыму (мы поддерживаем детей политзаключенных, тех, кого привлекли к административной ответственности и т.д.), я объявил о сборе средств. Также на видео, которое записывал, сказал, что на следующий день буду под судом, и все желающие могут передать деньги либо какие-то вещи лично мне в руки.
На следующий день я понял, что этого может быть не достаточно. Поскольку под видео начали писать о том, возможно ли переслать средства. Поэтому я открыл QIWI кошелек.
Позже мне позвонил Осман Пашаев из Киева и сообщил, что также объявил сбор средств. Мы скоординировали действия: если кто-то спрашивал, как перечислить гривны, - давали данные Османа, рубли – мои.
Жертвовали не только крымские татары. В Крыму ко мне подходили люди, здоровались на украинском и передавали помощь морякам. Приходили переводы и с России.
Деньги продолжают поступать и сегодня. Сбор мы не останавливали, поскольку неизвестно, сколько моряки будут находиться в заключении. А мы найдем возможность передать им все необходимое.
В течении трех дней мы собрали в целом около 195 тыс рублей по электронным переводам и около 100 тыс рублей передали нам в руки. То есть около 300 тыс рублей. Часть из них потрачена, часть еще остается и будет использована на нужды моряков.
Собрав деньги, мы купили предметы быта и продукты для украинских моряков, учитывая опыт формирования передач для людей, которые раньше попадали в СИЗО. Но разница была в том, что их – 24 человека. Плюс – у них не было никаких вещей. Таким образом, мы покупали все: от посуды и одежды до продуктов.
Процесс сбора передачи в СИЗО очень муторный, поскольку все проверяется, что-то разворачивается, что-то пересыпается. Эти моменты нужно было учитывать, чтобы передачу все таки приняли.
В пятницу, 31 ноября, передачи были готовы. Как мы узнали, парней перевезли в Москву. Расстроились буквально на 15 минут и решили, что будем делать дальше. В целях безопасности сообщили о намерениях ехать в Россию лишь определенным лицам. Боялись, что нас могут остановить.
Было важно доставить все эти вещи. Да, мы могли просто переслать их, но процесс отправки длился бы долго.
Как только мы выехали из Крыма, узнали, что сбор помощи для моряков организовали в Москве. Мы сконтактировались с ребятами и работали уже большой командой.
В частности, нам помогала известная российская журналистка Виктория Ивлева, которая не один раз поддерживала украинских политзаключенных, в том числе Олега Сенцова. С нами работала и Александра Крыленкова, известная питерская правозащитница, а также представители Хельсинской группы в России, которые в свою очередь подключали к этому процессу и других активистов. Без этой команды мы бы так быстро не справились.
Ехали через Керченский пролив, осознавая, что нарушаем украинское законодательство, понимая, что нам придется нести ответственность за этот поступок. Но мы решили, что та задача, которую перед собой поставили, оправдывает наши действия.
Нас остановили один раз между Краснодаром и Ростовом на посту ГИБДД. Мы сказали, что едем в Москву. Поскольку у нас были пакеты с продуктами, нас спросили, едем ли мы на работу. Мы ответили: «Да». И поехали. Больше не останавливали.
За сутки мы приехали в Москву, буквально за полдня доформировали передачи и отправились в путь домой. А ребята в Москве уже сами передавали помощь в СИЗО.
Как оказалось, в «Лефортово» не приняли, в частности, имбирь. Хотели, чтобы парни поддерживали иммунитет. Но, как по мне, не самая страшная потеря. Главное, что основная часть передачи попала им в руки.
Ребята из Москвы связались с родными, попросили написать письма. Отсканировали их и хотели передать морякам. Но в соцсетях пишут, что сотрудники СИЗО не передали письма. Правда это или нет, пока не знаю.
Будем ли ездить в дальнейшем? Посмотрим. Этот шаг мы сделали по ряду причин. Во-первых, как я говорил, чтобы очень быстро передать необходимые вещи украинским морякам. Во-вторых, понимали, что будет большим резонансом, если мы лично приедем в Москву. Чем как-то комфортно для себя отправим посылки почтой.
В дальнейшем необходимости так рисковать может и не возникнуть. К счастью, есть наши партнеры в Москве, которым сможем переслать деньги, и они сделают передачи для моряков. Виктория Ивлева также писала, что в «Лефортово» открыты счета для каждого моряка, и они смогут пользоваться услугами внутреннего магазина в СИЗО.
Самое важное сейчас, чтобы к ним зашли адвокаты и узнали, что именно необходимо парням. По нашей информации, некоторые из них нуждались в лекарственных препаратах, но лекарства просто так не передать. Существует другая процедура.
Несколько дней я отходил от поездки. Банальная усталость. Процесс подготовки посылок был очень активным. После этого, пришлось еще ехать до Москвы и обратно. Мы не задерживались в этом городе ни на одну лишнюю минуту. Как только сделали дела, поехали обратно. Никто не хотел оставаться, все рвались домой.
У нас были переживания… Мы очень хотели, чтобы нам никто не помешал. Когда в Москве нас встретили ребята, мы радовались, что выполнили задуманное. То, что обещали родным и тем, кто сдавал деньги, чтобы помочь украинским морякам.
Для помощи пленным украинским морякам средства можно пересылать на Qiwi кошелёк - 4890494480415140 на имя Наримана Джелалова, в гривне - на карту Приватбанка журналиста Османа Пашаева 5168 7422 0337 7241.