ГлавнаяПолитика

Что теперь, Германия?

Провалившиеся в Германии переговоры так называемой "ямайской" коалиции могут негативно сказаться на отношениях Евросоюза и Украины, но это не должно помешать Киеву оставаться на пути реформ.

Лидеры партий на балконе Бундестага во время перерыва после переговоров, 19 октября 2017.
Фото: EPA/UPG
Лидеры партий на балконе Бундестага во время перерыва после переговоров, 19 октября 2017.

Все могло бы быть идеально: после длительных переговоров и совместных фотографий на балконе здания Немецкого парламентского общества, первая коалиция между ХДС/ХСС (блок Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза) Ангелы Меркель, "Зелёными" и либералами (Свободная демократическая партии Германии — СвДП), которую по партийным цветам окрестили "Ямайкой", казалась состоявшейся. Даже в сложных вопросах, таких как отказ от угольной энергетики, налоговые льготы и возможность воссоединения семей беженцев, партиям удалось найти общий язык.

Но либералы под руководством Кристиана Линднера эффектно и постановочно вышли из переговоров, что вызывает много вопросов. Их требования с самого начала были слишком завышены, а участие в правительстве под руководством Ангелы Меркель хрестоматийно попасть под колеса - это значит, что через четыре года они бы гарантированно не попали в германский Бундестаг. Видимо, оппозиция оказалась лучшим вариантом, нежели ответственность. Для Украины коалиция "Ямайки" была бы неплохим вариантом. "Зелёные" традиционно выступают в качестве защитников Киева в Берлине и Брюсселе. Возможно, "зёленый" министр иностранных дел означал бы хорошие перспективы для Украины. Киев пережил бы даже кабинет министров с Кристианом Линднером во главе, несмотря на его оговорки и противоречивые заявления по поводу разрешения ситуации с аннексией Крыма и соблюдения санкций против России. В рамках коалиции Линднеру пришлось бы следовать её логике. А Ангела Меркель, как известно, не меняет своё мнение, когда дело касается Украины.

Канцлер Ангела Меркель и Кристиан Линднер в перерыве заседания, Бундестаг, 21 ноября 2017.
Фото: EPA/UPG
Канцлер Ангела Меркель и Кристиан Линднер в перерыве заседания, Бундестаг, 21 ноября 2017.

Единственно возможная альтернатива теперь - продолжение "большой" коалиции между ХДС/ХСС и социал-демократами (СДПГ). Но лидер СДПГ Мартин Шульц категорически исключил этот вариант в ночь выборов. С одной стороны, он дал старт обновлению своей партийной базы, с другой - оказал услугу немецкой демократии, поскольку слишком частые «большие» коалиции создают условия, подобно австрийским, - усиливая позиции правых популистов. Участие СДПГ в "большой" коалиции также означало бы, что третьей по значимости партией в парламенте станет оппозиционная. А это - правая популистская "Альтернатива для Германии" (АдГ).

Неожиданный конец "Ямайки", на самом деле, внес раскол в СДПГ. Вопрос, возьмет ли она снова на себя ответственность за государственную политику, даже ценой положительного результата на следующих выборах через четыре года, разделил партию. И неясно, сможет ли Шульц оставаться лидером партии в такой констелляции.

В случае «большой» коалиции ХДС/ХСС придется пойти на уступки СДПГ в вопросах пенсионной реформы, более глубокой европейской интеграции, отказаться от поддержки инициативы Эммануэля Макрона и даже согласиться на отставку Ангелы Меркель. Но даже в таком случае для формирования коалиции потребуется много времени.

Лидер СДПГ Мартин Шульц
Фото: EPA/UPG
Лидер СДПГ Мартин Шульц

Альтернативой коалиционному большинству может стать правительство меньшинства или новые выборы. В правительстве меньшинства Ангеле Меркель придется заручиться поддержкой по каждой отдельной инициативе. Когда либералов и "зелёных", когда СДПГ. Это был бы великий момент для парламента, в котором были бы сделаны уступки каждой партии. И тогда переговоры в Берлине длились бы до глубокой ночи и походили бы на шумные беседы на базаре. Это частая практика в других европейских странах, встречается она и в некоторых федеральных землях Германии, но для федерального уровня это немыслимо. Германия - крупный экономический игрок, имеет слишком весомое политическое значение, чтобы этот маленький якорь стабильности в Европе мог позволить себе такую неопределенность.

Но и новые выборы — худший из вариантов для всех участников. Они покажут приблизительно такой же результат. И снова встанет вопрос относительно вектора движения — к «Ямайке» или "большой" коалиции проигравших? Только правые популисты АдГ, вероятно, улучшат свой результат. Избегающие ответственности СвДП и СПДГ, как и ХДС/ХСС Меркель, рискуют быть наказанными избирателями. И самое время сейчас вмешаться федеральному президенту Франку-Вальтеру Штайнмайеру: он должен призвать стороны к ответственности, посредничать и наставлять. Ведь недаром верховный хранитель немецкой конституции был социал-демократом в прошлой жизни.

Ангела Меркель и Франк-Вальтер Штайнмайер
Фото: EPA/UPG
Ангела Меркель и Франк-Вальтер Штайнмайер

При любом из этих вариантов Германии требуется много времени. А у Украины нет возможности тратить время впустую. До формирования нового правительства, нынешнее - теоретически бесконечно действующее - остается на своем посту. И это препятствует сложным стратегическим решениям и инициативам на европейском и международном уровнях. Будь то "Брексит", реформа ЕС, которой добивается Макрон, климатические соглашения или Украина - все неотложные вызовы нашего времени должны подождать, пока Берлин не решит свои вопросы.

Немецкая демократия это переживет, возможно, даже укрепится. Но международные партнёры должны быть терпеливыми. На практике это означает, что в германском Бундестаге не будет никаких комитетов без правительства. А поэтому неясно, какие депутаты отвечают за вопросы по Украине - у Киева попросту нет контактного лица в Бундестаге. Но каждая проблема имеет решение: Украина должна креативно подойти к поиску сторонников. Не ждите, пока будут сформированы комитеты, уже сейчас начинайте продвигать свои инициативы. С другой стороны, Украина также должна осознавать, что не всегда стоит ждать солидарных голосов с Запада. Решения в конечном итоге принимаются в Киеве. Тот факт, что Берлин не отвечает, не может служить основанием для того, чтобы украинское руководство замедлило путь реформ и модернизацию страны.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram