ГлавнаяПолитика

Крымское "дело 26 февраля": вопросы без ответов

Ровно два года назад, 26 февраля 2014 года, тысячи крымчан вышли на митинг у крымского парламента - как сторонники, так и противники территориальной целостности Украины. Теперь для российского Верховного Суда Крыма (его полномочия Украина не признает, - ред.) это не митинг, а "массовые беспорядки". Уже третий месяц в суде рассматривается уголовное дело против организаторов и участников упомянутых событий. Российское обвинение и фемида работают в унисон, чтобы наказать противников российского статуса Крыма.

Два года назад в центре Симферополя под украинскими и крымскотатарскими флагами собрались около 7-8 тысяч человек. Организатором митинга выступил глава Меджлиса крымских татар Рефат Чубаров. По другую сторону по инициативе партии "Русское единство", возглавляемой тогда Сергеем Аксеновым, вышли митинговать около 3-4 тысяч активистов с российскими и крымскими триколорами. Массовый митинг, продолжавшийся несколько часов, перерос в драку. В такой ситуации это было, честно говоря, неизбежно.

Противостояние закончилось тем, что представители крымскотатарского народа, которых было вдвое больше, вытеснили с площади перед Верховным Советом пророссийских оппонентов. Из-за давки два человека погибли, несколько десятков получили различные травмы. Запланированное на этот день заседание парламента, на котором депутаты собирались рассмотреть вопрос отставки правительства донецко-макеевского Анатолия Могилева и назначения даты референдума о независимости автономии, не состоялось из-за отсутствия кворума.

Вернуться к рассмотрению этих вопросов депутаты смогли на следующий день - при "помощи" вооруженных людей. В ночь на 27 февраля 2014 года российские силовики взяли под контроль здания Верховной Рады и Совмина Крыма. После чего депутаты собрались вновь. Чтобы их собрать, понадобилась помощь "ополченцев" под руководством гражданина России Игоря Гиркина (Стрелкова).

Спустя несколько месяцев, когда уже произошло официальное присоединение полуострова, российские силовики, закрепившиеся в Крыму, возбудили уголовное дело по факту массовых беспорядков возле парламента, а через некоторое время начали задерживать участников многотысячного собрания. Под прицел спецслужб почему-то попали представители исключительно одной митингующей стороны – той, которая 26 февраля 2014 года скандировала перед парламентом: "Украина!".

Среди обвиняемых в организации массовых беспорядков оказался заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз. С 29 января 2015 года он содержится в СИЗО Симферополя. Еще семерым крымчанам инкриминируют участие в митинге. В отношении двоих из них - Эскендера Небиева и Талята Юнусова - Центральный райсуд Симферополя вынес приговоры в виде условных сроков еще в прошлом году. Остальные обвиняемые – Али Асанов, Мустафа Дегерменджи (оба под арестом – 10 и 9 месяцев соответственно), Эскендер Кантемиров, Арсен Юнусов и Эскендер Эмирвалиев – находятся на скамье подсудимых.

Ахтем Чийгоз во время заседания суда
Фото: krymr.com
Ахтем Чийгоз во время заседания суда

Главным обвинителем в деле выступает российская прокурор Крыма Наталья Поклонская, известная своей яркой внешностью, высоким голосом и показной преданностью России (есть и украинский прокурор Крыма, который работает в Киеве, - ред.). А одним из защитников Ахтема Чийгоза является российский адвокат Николай Полозов, одновременно представляющий в Ростовском областном суде интересы украинской летчицы Надежды Савченко.

Серьезный уровень обвинения и защиты вызывает повышенный интерес к "делу 26 февраля". И чем выше интерес, тем больше появляется вопросов у наблюдателей, ответы на которые обвинители не дают.

  1. На каком основании следствие и судебная система России обвиняют людей, участвовавших в событиях на территории, которая на тот момент даже по российскому законодательству была украинской? Согласно российским же законам, российская юрисдикция распространилась на Крым только с 21 марта 2014 года.
  2. Почему среди организаторов "массовых беспорядков", как считает российское следствие, фигурирует только заместитель главы Меджлиса, который, по признанию многих очевидцев, в тот день удерживал митингующих от столкновений. Главным организатором проукраинского митинга был председатель Меджлиса Рефат Чубаров, о чем он сам везде заявляет. А вот организатором пророссийского митинга выступал нынешний глава полуострова Сергей Аксенов (Киев его полномочия не признает, - ред.). Почему же он и его соратники, которые тоже принимали участие в том митинге, а сейчас заседают в высоких кабинетах, не под следствием?
  3. Почему среди 79-ти потерпевших, как заверяет обвинение, исключительно представители одной митингующей стороны - пророссийской? Тогда как на видеозаписях отчетливо видно, что в столкновениях участвуют обе стороны конфликта, соответственно, и травмы получают представители обеих сторон.
  4. Почему судебные заседания по столь резонансному делу фактически превратились в закрытые заседания? При этом применяются такие меры безопасности, словно под судом находится глава государства. Процесс слушается в маленьком помещении, где не хватает мест для всех заявленных участников, не говоря уже об остальных желающих, в том числе журналистов. Представители медиа вынуждены ждать новостей в коридоре суда или на улице.

Глядя на все это, возникает подозрение, что главная цель инициаторов расследования "дела 26 февраля" - не установить истину, а наказать "назначенных" виновных. Вопрос лишь в том, насколько суровым будет это наказание.

Никита Громов, специально для LB.ua из Крыма
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram