ГлавнаяПолитика

Гибридная война

Тихим торжеством светилось лицо Арсения Яценюка, когда в четверг вечером он проводил экстренное заседание Кабмина. Заседание, на котором министры Квиташвили (вы представляете, да?), Павленко, Стець и Пивоварский отозвали свои заявления. «Задний ход» включила и часть команды Абромавичуса. Сам он – пока нет, но это, надо полагать, дело времени и его дальнейших политических амбиций (имеющих место не только в Украине). Заседание, на котором было объявлено о единстве «партии и правительства» и обозначен срок для выполнения намеченных реформ – 12 месяцев. «Мы вместе пришли, вместе и уйдем», - глубокомысленно заключил Яценюк.

Намек понятен: 16-го февраля – в день запланированного отчета правительства перед парламентом – логично ожидать голосования за программу КМУ. 232-я статья Регламента говорит нам, что это дает правительству иммунитет на год.

Таким образом, нынешний бой с Банковой Грушевского выиграло в сухую. Не потому, что Яценюк такой умный и талантливый – ему просто повезло. Прекращения гибридной войны, которую АП и КМУ ведут между собой, а заодно – с собственным народом – сие, впрочем, не означает.

Фото: EPA/UPG

«Кононенко – это я»

Помните, когда Ющенко спрашивали о том, зачем он держит во главе АП такого всего из себя одиозного Балогу, Виктор Андреевич отвечал предельно честно: «Балога – это я». То же самое Петр Порошенко может сказать про Игоря Кононенко. Он ему больше, чем правая рука, друг, главный бизнес партнер. И атака на Кононенко равнозначна атаке лично на Порошенко. Попытка обвинить Президента страны в причастности к системной коррупции.

Именно поэтому послы основных стран-доноров так бурно отреагировали на заявление Абромавичуса. Не в литовском министре дело было. Тем более, подобные претензии озвучиваются уже не впервой, выступление Абромавичуса просто стало последней каплей.

«Раньше мне казалось, что Кононенко слишком демонизируют, что большинство «наездов» на него необоснованно. А сегодня я вижу, насколько далеко и глубоко распустил он свои щупальца. И меня это пугает», - откровенно сказал автору этих строк один из близких соратников Президента. Было это буквально за несколько дней до разгоревшегося скандала.

Скандала, поставившего под удар не только целостность Кабмина, коалиции, парламента (уже который раз), но и международный имидж Петра Порошенко. Которым он так дорожит.

Исключительно по этой причине Банковая и Грушевского объединились для решения «проблемы Абромавичуса» (а не потому что в действительности хотели помириться).

Напряженные консультации длились на протяжении всего четверга. Ключевое для самой Банковой – встреча с послами «большой семерки». По словам источников в АП, послы скепсиса не скрывали, но призывали сохранить единство команды. Оно и понятно: их страны столько сил и денег инвестировали в нынешнюю украинскую власть, что ее крах им категорически невыгоден. Собственно, это подтверждается предыдущими диалогами «главного из послов», Джеффри Пайетта, с Луценко, Садовым, Аваковым, цитировать которые уже доводилось. Напомню кратко: в конце прошлого-начале нынешнего года представители стран Запада, ранее последовательно выступавшие в поддержку завершения конституционной реформы, резко смягчили позицию. Мол, и без новой Конституции проживете, лишь бы на выборы не напоролись. Так что у отсрочки голосования в 300 «за» были серьезные союзники.

Фото: dyvys.in

Сейчас – аналогично. Результат – премьер и Президент вместе начали искать выход из ситуации. Наиболее оптимальным выбрали «обнуление» всех претензий – с отзывом заявлений министров-отставников и продолжением работы «как будто ничего не было». Озвученное еще в среду требование гаранта «перезагрузить» Кабмин сопряжено с необходимостью заполнить существующие пробелы. Того же министра экологии, к примеру. Попытки же имплементировать в Кабмин Виталия Ковальчука отложены в долгий ящик – АП сейчас не в том положении, чтобы диктовать условия.

Домашнее задание

На Грушевского, конечно, радуются. И злорадствуют. Который уже раз Арсений Петрович чудесным образом избегает дамоклового меча отставки. То ему в этом помогает Олег Барна, то – Айварас Абромавичус. Да, ситуативное перемирие установлено, но сумеет ли Яценюк воспользоваться им для того, чтобы укрепить свои позиции, «окопаться»? Может, в НФ наконец займутся партстроительством? Или выработают внятную тактику и стратегию позиционирования себя в электоральном поле, работе с избирателями? Или … или…или?

Ответ, увы, предсказуем. Не того поля ягоды. В теории, в НФ соглашаются, что Кабмин – ресурс невечный, и если они намерены продолжить существование как единая политическая команда, для этого надо что-то делать. На практике – отмахиваются: «рано или поздно, реформы дадут результат. Тогда рейтинг Арсения и, заодно, всего НФ пойдет вверх. Мы рассчитываем, что это произойдет уже весной». Ага, свежо предание.

А как использует «пятиминутку мира» Банковая? Перестанет конкурировать с Кабмином «за потоки»? Прекратит ползучую интервенцию в силовые органы? Откажется от попыток«сковырнуть» Авакова (именно он – запомните это – главная сегодня «кость» в горле АП. Аваков, а не Яценюк)? Может, наконец, наладит диалог с собственной парламентской фракцией? Последнее, кстати сказать, ключевое. Без решения вопроса фракции политическая сила под названием «Солидарность» будущего не имеет. «Вилка» проста: у Банковой - свое видение жизнедеятельности фракции, у входящих в нее депутатов – свое. Для АП важно иметь в парламенте энное количество «штыков» для реализации своих задач. У депутатов задачи разнятся: кому-то принципиально принадлежать к «партии власти», кто-то работает на свой округ, кто-то – на бизнес, другие пришли с Майдана, из СМИ, гражданского общества – исповедуют ценности отличные от «старой гвардии».

Фото: www.dyvys.in

Поначалу казалось: все эти люди способны ужиться под одной крышей. Сейчас уже очевидно: это не так. Юрий Луценко с мастерством виртуоза, дирижирует расстроенным оркестром, но количество внутренних склок бьет все мыслимые рекорды. Форма частенько заменяет суть. Маленькая, но показательная деталь: фракция до сих пор не провела предметный разбор полетов по местным выборам. До сих пор. Хотя все депутаты, так или иначе задействованные в работе на округах, подготовили соответствующие отчеты. Но, они лежат мертвым грузом. Куда там, если скандалы скандалить занятие поинтереснее.

Ясно, что дальше так продолжаться не может. Но и банальным «отпачкованием» от фракции «несогласных» проблему тоже не решить. Необходим честный откровенный диалог всех причастных: как и на каких условиях они готовы продолжать совместную жизнедеятельность, какие ценности все они разделяют, а какие – только провозглашают, до какой «черты» готовы бороться за коллег и когда опростоволосившимся коллегам лучше добровольно уйти, дабы не подставлять других. Вопросов еще много. Ключевой – как фракции строить свои отношения с Банковой. Потому что сейчас их строит – выступая в роли субъекта – Банковая. Фракция – послушный ее объект. Отдельные ее представители сложившемуся положению дел, время от времени, возмущаются. Возмущениями все и ограничивается.

Рассмотрим, для примера, текущую ситуацию. Порошенко и Яценюк провозглашают мир. Гройсман их поддерживает. Но поддерживает ли фракции БПП? Или – часть поддерживает, а часть по-прежнему (не без оснований, скажем прямо) продолжает критиковать правительство, в том числе – публично? Допустимо ли это в ситуации, когда «единство» АП и Грушевского и так сугубо декларативное? И это мы еще не берем в расчет Саакашвили.

Разумеется, что нет, недопустимо. И для выравнивания ситуации требуются усилия всех сторон. Усилия Президента – для налаживания конструктивного диалога с фракцией, а не по принципу «очень надо, проголосуйте, пожалуйста. Зачем? Вырастете – поймете». Усилия депутатов – слышать, слушать, не путать собственный интерес с государственным. Усилия премьера – делами, а не словами обосновывать нардепам, что ему нужна поддержка.

Фото: EPA/UPG

БПП – двигатель этого процесса. Если равновесие восстановится в президентской фракции, НФ получит – в их лице – надежного партнера, коалиция – остов. На этом фоне метания «Самопомощи» и «Батькивщины» уже не будут принципиальными, да и потеряют – с точки зрения электоральной, имиджевой, отношения с западными партнерами – всякий смысл. Так и только так парламент может вернуть себе статус места принятия ключевых политических решений, а страна Украина – статус парламентско-президентской республики. А не наоборот.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram