По стопам Януковича
Самый большой риск лежит в юридически-правовой сфере. Украинская Конституция и законодательство о выборах не предусматривают возможности отмены результатов выборов решением парламента. Подобное решение ВР может полностью разрушить действующее правовое поле, последствием чего станет возможность снять любого мэра, победившего на выборах. Отменив решением парламента результаты волеизъявления избирателей в каждом городе страны.
Однако под угрозой оказываются не только мэры, но и депутаты-мажоритарщики. Фактически «Самопомощь» в попытке добиться нелегитимного решения парламента по отмене результатов выборов в Кривом Роге продолжает практику Януковича по лишению мандатов неугодных мажоритарщиков.
Ноу-хау от партии Садового даже более универсально: незачем каждый раз выискивать липовые судебные зацепки для аннулирования неугодных себе выборов. Достаточно провести нужное решение через Верховную Раду. Фракция «Самопомощи» уже выставила ультиматум партнерам по коалиции, отказавшись голосовать до принятия нужного ей решения по Кривому Рогу.
Можно оспаривать чистоту победы Вилкула и доказывать/опровергать наличие фальсификаций – но делать это надо в суде, а не в сессионном зале парламента, или на площадях города.
Именно поэтому на встрече ЦИК и представителей ОБСЕ было отмечено, что «все вопросы, связанные с выборами Криворожского городского головы должны решаться исключительно в юридической, а не в политической плоскости». Наверняка сам факт создания ВСК будет негативно оценен ОБСЕ.
Однако, «Самопомощь» отчаянно продолжает искать лазейки для отмены результатов голосования 25 октября. Просто отменить задним числом результаты выборов партия Садового не может – решение о выборах всегда принималось Постановлением Верховной Рады.
Но даже в «Самопомощи» признают, что если они примут незаконное Постановление, то оно будет неизбежно отменено Высшим административным судом Украины. А потом будет ЕСПЧ, который точно будет выигран стороной Вилкула. Поэтому «Самопомощь» требует принятия закона о перевыборах. Но ничего подобного Конституция не предусматривает. К тому же, повторимся, подобный прецедент угрожает масштабной делегитимизацией избранных руководителей городов.
В существующем правовом поле (которое своими действиями усиленно разрушает «Самопомощь») четко выписаны механизмы назначения выборов мэров. Этих механизмов всего два. Решения по выборам имеет полномочия принимать вертикаль избирательных комиссий. Но в случае с Кривым Рогом ЦИК подтвердил законность выборов мэра в Кривом Роге.
Второй вариант – такое решение может принять вертикаль судов. «Самопомощь» пыталась пойти и этим путем, но все суды были проиграны. Во многом из-за недоработок своих юристов: во время избирательного процесса, как и во время подсчета голосов юристами партии не было подготовлено ни одной жалобы или акта о нарушениях ни в районных, ни в участковых комиссиях.
И только после официального оглашения результатов представители Самопомощи начали подавать жалобы. При этом ни одна из них не была подтверждена фото- либо видеоматериалами. Не зафиксировали особых нарушений и союзники «Самопомощи» по коалиции – БПП «Солидарность», «Батькивщина» и Радикальная партия, проводившие свой параллельный подсчет голосов.
Минное поле юридических новелл
Не сумев добиться ничего юридическими аргументами – будем откровенно говорить, чрезвычайно слабыми – сторонники Милобога попытались использовать политико-правовые рычаги. А именно – продавив в парламенте создание «временной специальной комиссии Верховной Рады Украины по расследованию нарушений на выборах Криворожского городского головы15 ноября 2015 года».
Мандат комиссии допускал ее вмешательство в решении вопросов, отнесенных законодательством к компетенции избирательных комиссий. Хотя Центральная избирательная комиссия и выражала надежду, что временная специальная комиссия Верховной Рады в Кривом Роге, не будет вмешиваться в избирательный процесс и оказывать давление на членов избиркомов.
Поэтому можно говорить, что само создание такой комиссии стало нарушением обязательств государства Украина об обеспечении независимости органов по управлению выборами. Среди них – нарушение Международного пакта ООН о гражданских и политических правах 1966 года, Копенгагенского документа ОБСЕ от 1990 года и Кодекса надлежащей практики в избирательных вопросах Венецианской комиссии.
Почему это важно? Именно соблюдение положений последнего из названных документов всегда является одним из критериев, по которым международное сообщество оценивает способность государства проводить свободные и справедливые выборы. Прямое вмешательство органа законодательной власти – Верховной Рады Украины, проявившиеся в создании комиссии по криворожским выборам является беспрецедентным в истории Украины актом.
Но, даже добившись создания такой комиссии, «Самопомощи» не удалось добиться от нее нужных себе результатов. Так, на запрос членов этой комиссии правоохранительные органы города направили официальный ответ, что было опрошено 193 больных, которые действительно голосовали на спецучастках (в больницах и тубдиспансер), и никаких нарушений там не было. Более того, представители ОБСЕ присутствовали при пересчете голосов на одном из участков, которое было сделано по жалобе Милобога. При пересчете все цифры в протоколе совпали.
Несмотря на эти факты, «Самопомощь» не намерена отказываться от своих попыток добиться новых выборов в Кривом Роге. Уже и дату наметила – март следующего года. Полностью игнорируя то, что Верховная Рада уже дважды отказалась утверждать отчет временной специальной комиссии по анализу выборов в Кривом Роге. Поскольку в этом документе не содержится реальных, документально подтвержденных фактов нарушений. И поскольку нет отчета, то нет и сколько-нибудь значимых юридических основания для принятия закона о перевыборах. Поэтому не удивительно, что парламент пять (!) раз не проголосовал за принятие этого законопроекта.
Такие действия «Самопомощи» напрямую подставляют украинский парламент и государство в целом. Имидж Украины и без того уже изрядно пострадал в последние недели после драк в парламенте и скандалов на президентском Совете по реформам, еще больше пострадает от принятия неправового решения. В непростой ситуации в случае принятия парламентом закона о перевыборах в Кривом Роге оказывается и президент Украины Петро Порошенко. Либо он подписывает закон и санкционирует фактический демонтаж правового поля в сфере отечественного избирательного законодательства и собственноручно наносит мощнейший удар по имиджу репутации Украины как правового и демократического государства. Либо накладывает вето, ставя под угрозу дальнейшее нахождение «Самопомощи» в коалиции.
***
В сложившейся ситуации нет выхода, устраивающего все стороны конфликта. Нет простого решения, способного успокоить разбушевавшиеся страсти. Но есть золотое правило, применимое во всех подобных случаях: не знаешь, как поступить – поступай по закону. По закону, а не вопреки ему.