Законопроект №3025 «О особый режим специальной конфискации имущества» позволит изымать имущество у определенного перечня лиц в связи с системными финансовыми злоупотреблениями бывших высокопоставленных чиновников режима Януковича, которые обескровили украинскую экономику.
Об этом шла речь сегодня во время круглого стола: «Конфискация имущества бывших высокопоставленных чиновников или защита права собственности?» с участием народного депутата фракции «Народный фронт», соавтора законопроекта Татьяны Чорновол, общественного активиста Карла Волоха и ряда чиновников и общественных деятелей.
«Януковичем и его окружением, по разным подсчетам, было украдено от 30 до 70 миллиардов долларов из украинского бюджета. Сейчас стоит вопрос вернуть хотя бы частично эти средства в украинский бюджет. Пока арестованы только 4 миллиарда: 50% за рубежом и 50% в Украине», - рассказала Чорновол.
По ее словам, подобные нормы возврата украденных средств действуют почти в 40 странах.
«В Италии подобный закон был принят еще в 80-х годах, и где средства мафии конфискуются до этого времени. Так, бюджет до сих пор получает 5 миллиардов евро ежегодно», - подчеркнула она.
По мнению народного депутата, таким образом украинское законодательство идет в русле западной практики и направлено на возврат украденных Януковичем и его окружением средств. По ее словам, примерно 1,6 трлн долларов в мире возвращается в бюджеты разных стран благодаря такому механизму. Представитель «Народного фронта» отметила, что в обновленной версии закона есть только одна фамилия в преамбуле – экс-президента Виктора Януковича. Таким образом были учтены замечания к законопроекту.
Татьяна Чорновол также подчеркнула, что готова сотрудничать с авторами альтернативного законопроекта, в частности народным депутатом от БПП Сергеем Лещенко и председателем Центра противодействия коррупции Виталием Шабуниным.
«Я готова подать руку Лещенко и Шабунину, чтобы была польза. Готова отозвать свою подпись из законопроекта, пусть он идет под подписью Лещенко. Но он должен быть принят, поскольку является чрезвычайно важным», - подчеркнула депутат.
В свою очередь эксперт, общественный активист Карл Волох отметил, что режим спецконфискации позволит разоблачить и довести до конца незакрытые коррупционные схемы.
«Есть конкретные арестованы средства. И мы можем доказать, что они преступны», - сказал он.
Карл Волох привел в качестве примера схему вывода средств окружением Януковича из «Нафтогаза Украины» на сомнительные схемы, а затем на счета в Белизе. По его словам, у Финмониторинга есть возможности доказать эти связи с конечным бенефициаром Александром Клименко, что позволит вернуть украденные средства. Эксперт также опроверг информацию о том, что закон Чорновол якобы предлагает осуществлять конфискацию без приговора суда.
«Имеет место путаница терминов. В предложенном законопроекте конфискацию действительно предлагают делать без приговора, но по решению суда», - пояснил Волох.