Можно, конечно, объяснить стремление Путина занять Дебальцево его желанием «закруглить» оккупированную территорию. Можно – стратегической значимостью железнодорожного узла, одного из самых крупных в Украине. Но на самом деле Путин может руководствоваться совершенно другими мотивами.
Приходилось уже не раз писать, что для Путина самое главное – не какой-то там Крым и Донбасс, а дестабилизация ситуации в Украине с помощью оккупированных территорий. Войну в Донбассе он начал именно для этого – и никаких других целей не преследовал. Владимир Путин уверен, что Украина рано или поздно поймет бессмысленность конфронтации с Россией, ослабеет и «федерализируется» - просто нужно правильно «подливать бензин». Одновременно в условиях ухудшающейся экономической ситуации в стране Путину не нужна дополнительная конфронтация с Западом, новые санкции и прочие прелести, которые добьют его режим. По большому счету, Путину нужно было решить непростую математическую задачу – как продолжать дестабилизировать ситуацию в Украине и одновременно успокоить Запад?
Он нашел выход. Если начать штурм Дебальцева и одновременно предложить Меркель и Олланду мирный план, то можно будет выделить бои за плацдарм в отдельный вопрос. Боевики заявят, что окружили украинскую группировку и воюют с ней на «внутренней территории ДНР – объясните только, что это такое с точки зрения международного права и самой логики перемирия. Путин с присущей ему мудростью будет советовать украинским военным оставить Дебальцево, раз уж они оказались в котле. И при этом можно успокоить ситуацию – хотя бы на время – по всей остальной линии соприкосновения украинских и российских войск.
А в Дебальцево будут идти бои и гибнуть люди. И все больше и больше украинцев будет задаваться вопросом – что же это за кровавое перемирие такое? Почему продолжают стрелять, раз договорились не стрелять.
А боевики раз за разом будут недоумевать, что делают украинские военные на «их» территории. При этом стратегическое положение Дебальцева таково, что за него можно воевать до бесконечности. Выступ есть выступ, он окружен с трех сторон – и вместе с тем дорогу жизни, ведущую к Дебальцево со стороны свободной Украины, можно отбивать, прорываясь на помощь атакуемым военным. Владимиру Путину именно это и нужно – чтобы перемирие как бы было, но на самом деле его как бы и не было. Это его любимые чекистские приемчики.
И это ловушка, честно говоря. При этом я бы поостерегся утверждать, что Меркель, Олланд и Порошенко не понимали, в какую ситуацию заманивает их Путин. Это был его ответный удар – они заманили его в Минск и продемонстрировали всему миру, что он – хозяин марионеток, а он устроил ситуацию в Дебальцево, превращающую мир в фарс. Не случайно тройка из «нормандского формата» обсуждает вопрос Дебальцева чуть ли не ежедневно.
Можно ли выбраться из путинской ловушки? Разумеется, из путинских ловушек вообще нетрудно выбираться при наличии политической воли. А политическая воля состоит в регистрировании нарушения Кремлем духа и буквы перемирия. Нет, как раз само перемирие можно соблюдать. Но одновременно – довооружать украинскую армию, вводить новые санкции против российской экономики – словом, демонстрировать Путину, что он никого не обманул. И тогда стремление российского правителя дестабилизировать ситуацию в Украине с помощью Дебальцева обернется против него самого.