ГлавнаяПолитика

Национальное бюро расследований – волевое решение или снова имитация бурной деятельности?

Наконец-то, вроде бы начата работа над долгожданной Концепцией реформирования правоохранительных органов Украины. Создается специальная рабочая группа при Кабинете Министров Украины, есть информация о создании подобных рабочих групп в правоохранительных ведомствах, в частности в МВД Украины. Разработан проект вышеупомянутой Концепции. В общем, есть надежда, что проблемами реформирования правоохранительных органов, в этот раз уже будут заниматься настоящие профессионалы.

Фото: Макс Левин
Очевидно, что вопрос реформирования, по сути, еще советской системы правоохранительных органов Украины, уже даже перезрел, но хотелось бы верить, что эти реформы не ограничатся чисто техническим переименованием «милиции» в «полицию», как это произошло у наших восточных и еще недавно, добрых соседей. Вместе с тем, уже в проекте данной Концепции заложена стратегическая ошибка – отсутствует даже упоминание о Национальном бюро расследований Украины.

Стоит напомнить, что работа по созданию НБР в Украине была начата еще в далеком 1995 году созданием Рабочей группы при Администрации Президента Украины. Результатом этой сложной работы все-таки стало создание НБР в 1997 году Указом Президента Украины Леонида Кучмы с последующей разработкой проекта Закона «О Национальном бюро расследований Украины».

Но, в результате деструктивных действий очень влиятельных в то время руководителей трех основных правоприменительных структур Украины – МВД, СБУ и Генпрокуратуры, – различных подковерных манипуляций в Верховной Раде и Администрации Президента Украины, а также отсутствия достаточной политической воли по этому направлению у Президента Кучмы, разработанный по всем международным стандартам проект закона, так Законом и не стал. Национальное бюро расследований Украины, которое в то время уже находилось в организационной стадии развития, было тихо похоронено в 1999 году в ходе, так называемой, административной реформы.

История показала, что это была, без преувеличения, стратегическая государственная ошибка.

В соответствии с проектом того Закона Национальное бюро расследований Украины планировалось как центральный специальный орган исполнительной власти с правоохранительными функциями полного цикла, созданный на базе существующих спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. НБР должно было работать исключительно в организованной преступной среде высшего уровня, без всяких ограничений и табу.

Фото: Макс Левин
У профессионалов есть полная уверенность в том, что в случае мощного регулирующего воздействия на организованную преступную среду в Украине могло и не быть таких эпохальных потрясений, как «оранжевая» и антикриминальная революции 2004 и 2013 годов, которые, без всякого сомнения, были достойным народным ответом на вероломную деятельность организованных преступных группировок Востока Украины и их бесцеремонно-неадекватного вторжения в политическую жизнь страны.

Очевидно и то, что в данное время террористическая активность в Донбассе управляется, финансируется и обеспечивается живой силой, все теми же известными лидерами организованной преступной среды, а вот воздействие на них со стороны существующих сейчас спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, в их сегодняшнем статусе, мягко говоря, минимальное.

Поскольку времени на академические споры по этой теме сейчас нет, то наиболее рациональным действием, в том числе и в целях сохранения уже имеющихся активов, видится, в рамках грядущих реформ, выделение системы спецподразделений ГУБОП в отдельную вертикальную структуру, пока – в системе обновленного МВД Украины, и переименование ее в Национальное бюро расследований. Естественно – с параллельной переаттестацией личного состава. Следующий логичный шаг – реанимация Закона «О Национальном бюро расследований Украины».

Таким образом, вырисовываются два пути решения существующей в нашей стране стратегической проблемы – продолжать закрывать управленческие провалы и прикрывать отсутствие политической воли властей телами Героев «Небесной сотни» и патриотов-участников антитеррористической операции на востоке страны или все-таки создать мощное, но не многочисленное Национальное бюро расследований, на пока еще не уничтоженной базе спецподразделений ГУБОП МВД Украины, которое в достаточно короткие сроки купирует всплески криминальной ситуации в двух областях Украины путем квалифицированного воздействия на лидеров организованной преступной среды, а затем сосредоточится и на мафиозных проблемах других регионов страны.

Есть надежда, что вновь избранный Президент Украины, раз и навсегда решит эту назревшую задачу.

Олександр ДавиденкоОлександр Давиденко, ​Президент Міжнародної асоціації офіцерів спеціальних підрозділів по боротьбі з організованою злочинністю «ЦЕНТР»
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram