ГлавнаяПолитика

​Против советского национализма

Точно так же, как Владимир Путин не признаёт, что вооружённые зелёные человечки в Крыму, это его войска, многие в нашей стране не признают, что мы столкнулись вовсе не с сопротивлением русских новой украинской власти, а с сопротивлением советских обновлению страны.

Мы имеем дело конкретно с советским национализмом, для которого сегодня – тот момент, когда либо пан, либо пропал. Ещё раз: это не русские недовольны победой Майдана, это советские осознали, что вот-вот утратят всякое влияние. Если бы советский национализм проспал реальную евроинтеграцию Украины, то у него не осталось бы никаких шансов сохраниться сильным и передаться новому поколению хотя бы на какой-то части территории нашей страны.

Путин, в этом контексте, выступает лишь в роли супергромкого будильника для всех ещё советских людей и символов. Мы наблюдаем буквально мобилизацию советской нации.

Сейчас заработали советские мифы, советская милитаристская культура, советские же пропагандисты вроде Дмитрия Киселёва и Владимира Познера, даже советская эстрада подключилась к травле украинских демократов. Да и посмотрите внимательно на тех, например, кто в Крыму атакует украинских журналистов, препятствуя съёмкам. Что это за люди? Это советские люди.

И, когда советские пытаются взять реванш, Украина выстраивает систему защиты, которая направлена против совершенно другой угрозы, против выдуманной угрозы. Как будто у нас действительно все проблемы с Крымом возникли потому, что кто-то там испугался Дмитрия Яроша или Ирины Фарион настолько, что аж на бронетехнике теперь по Крыму катается и референдумы назначает.

Что это за предложения вроде более широкой автономии для Крыма? Кого вы хотите увлечь обещаниями дать Крыму суверенитета столько, сколько Крым может унести? И что должны подумать люди в других регионах Украины, наблюдая, какие привилегии киевские политики обещают Крыму? Разве не то, что и им теперь надо поиграться в сепаратизм, чтобы получить послабления от центра?

Советские вас проглотят и не заметят с такой тактикой защиты.

Одним из крупнейших достижений Майдана стало вовлечение широких аполитичных масс обывателей в украинскую политическую культуру. В том числе и русских обывателей. Майдан, собственно, потому и стал таким успешным в борьбе против Виктора Януковича, что перерос тривиальное противостояние между властью и оппозицией и стал противостоянием между Януковичем и Украиной. Это Украина, объединившись, сделала невозможным дальнейшее пребывание Януковича на своей территории. Причём не просто как президента, а даже и как частного лица. Причём не только в этнически украинских регионах, но и в этнически русских регионах. Напомню, что Януковичу даже в Крыму безопасного местечка не нашлось, пришлось сбежать даже из родного Донецка.

И вот теперь, когда Украина столкнулась с новой тиранической угрозой, это достижение Майдана расщепляется. Мол, мы должны остановиться, должны прислушаться к тем, кто говорит, что боится нас, у нас есть некое этническое меньшинство, которое настолько капризное, что давайте даже Конституцию для них перепишем... Хорошенькое дело – прислушавшись к пропаганде наших оппонентов, мы ведём себя так, как будто бы мы, чрезмерно украинизировавшись, действительно чем-то угрожаем русскому этносу. Но это ведь только пропаганда!

Реально мы угрожаем остаткам советской нации тем, что нашу политическую консолидацию мы ещё можем перенести в экономику и культуру. Если экономические реформы пройдут удачно, наша экономика станет на 100% антисоветской, то есть такой, в какой нет места каким-либо привилегиям властной номенклатуры и в какой невозможно получить профит за рамками общей конкуренции. Это и будет евроинтеграция в области экономики. То же самое с культурой: если преобразования в сфере культуры пройдут удачно, сотни ещё советских культурных бонз останутся буквально без средств к существованию на нашей территории, будет уже невозможно собирать кассу, эксплуатируя ностальгию по империи и созданный ещё Наркомпросом набор мифов. Это и будет евроинтеграция в области культуры.

И, главное, возникнет новая правовая культура. Наша политическая консолидация, достигнутая на Майдане, если её развивать, а не придерживать или расщеплять, неминуемо выразится обновленческим давлением на парламентские практики, судебную систему, систему исполнения наказаний, прокуратуру, милицию – вообще на законотворчество и правоприменение. Янукович, защищая свою грабительскую тиранию, продемонстрировал все те инструменты ещё советской правовой культуры, которые следует искоренить, – от парламентского одобрямса до обвинительного уклона в судопроизводстве и неспособности офицеров осознавать некоторые приказы как преступные.

Кооператив «Озеро» и неформальная корпорация «Кобзон LTD», глядя на Майдан, и вправду лучше многих понимали, к чему идёт наше восстание, а именно: к тому, что у них под боком возникнет по-настоящему опасный пример постсоветского превращения. И опасный, прежде всего, своей русскоязычностью.

Открытое общество и открытая экономика в Украине говорили бы с закрытым обществом и закрытой экономикой в России на одном языке в прямом и переносном смысле слова. Представьте себе экономический рост и обновленческое настроение в Украине на фоне стагнации и принудительного консерватизма в России. Представили? А теперь оцените, насколько дороже и сложнее стало бы сохранять нынешний кремлёвский режим, по сути – советский националистический.

Вот он и борется за себя. Вот он и называет наше новое правительство «правительством победителей». Кого мы победили? Януковича? Нет, дело не только в нём. Мы победили их всех – от Дмитрия Табачника до самого последнего вертухая. Вот Кремль и говорит нам: если в Киеве будет создано другое правительство, в котором будут представлены все парламентские политические силы и все регионы Украины, то с таким правительством мы, Москва, будем работать. Кого конкретно они имеют в виду? Они имеют в виду Компартию, которая превратила в бизнес растаптывание интересов Украины. Они имеют в виду тех регионалов, которые и сегодня не отмежевались от попытки Януковича раздавить Майдан и многие из которых работают на Виктора Медведчука.

Короче говоря, советские националисты пытаются отжать у Майдана немного власти, чтобы в итоге остановить движение Украины к антисоветскому превращению.

И Крым им нужен как, своего рода, переговорный ресурс. Дело не в крымчанах – не в их любви к русской культуре, не в их политических чаяниях. Просто удерживая в своей власти Крым, можно эффективно давить на Киев. С одной стороны, угрожая развёртыванием агрессии дальше на юге и востоке Украины, а с другой стороны – торгуясь за крымское имущество.

Советские националисты не отдадут Крым и не откажутся от попыток дестабилизировать юго-восток Украины до тех пор, пока не удовлетворят свой интерес, а он у них аж один: остановить или максимально замедлить, осложнить евроинтеграцию Украины.

Летом и осенью 2013-го они пытались сделать это за счёт экономического давления, развязав торговую войну, а затем и информационную. Минувшей зимой и в первые дни весны они были близки к тому, чтобы превратить информационную войну в гражданскую. А теперь, наконец столкнувшись с противодействием Запада, они попытаются превратить Крым в поющую советские песни крепость. Которая должна будет петь эти песни тем громче, чем эффективнее будет правительство в Киеве проводить реформы. И денег Кремль на это не пожалеет. Подчёркиваю: денег не на комфорт и безопасность крымчан, а на советскость Крыма.

Как Украина может этому противостоять? Только десоветизацией. Вот буквально делать всё то, что сделали страны Восточной Европы, освободившись от влияния Кремля. Открытая экономика, открытое общество, человеколюбивая правовая культура – одним словом, обновление. Майдан нужно развёртывать дальше – переводить борьбу с улиц на уровень институтов, практик и фигур.

Сейчас же, испуганные крымским кризисом, наши политики, да и сам Майдан как-то остановились, замерли, тонут в чужой пропаганде. Кто-то верит, что Кремль вернёт нам Крым, просто убедившись в правильности наших аргументов и нашем дружелюбии? Это очень наивно. Кто-то верит, что можно сесть за стол переговоров с марионеткой Аксёновым и найти компромисс? Ну, с Януковичем уже садились за стол переговоров.

Или Запад додавит ситуацию, и полуостров вернётся под власть Киева, что маловероятно, или Киев сделает жизнь в большой Украине такой привлекательной, что советский национализм потерпит окончательное поражение и на полуострове, и в самой России.

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram