Казалось бы – зачем китайцам устраивать на свои средства такой аукцион невиданной щедрости?
Китай – это, пожалуй, одно из самых практичных государств на планете. За китайскими деньгами вот уже лет пятнадцать охотятся десятки режимов из стран третьего мира. Каждый из них готов китайцам что-то предложить взамен. Кто-то – свои плодородные почвы, кто-то – свою руду, нефть, лес, воду и другие ресурсы.
На самом деле, у китайцев сейчас превосходный выбор всего того, чего им не хватает у себя на родине. И тут – прилетает делегация из Украины. Наверное, уже сороковой или даже пятидесятой страны, которая очень хочет получить у Китая денег. И что же Украина может предложить Китаю? И кто из Украины может что-то предлагать?
Надо понимать, в каких отношениях с китайцами оказываются иностранные правители, когда просят у них что-то. Китаем правят не так, как странами вроде нашей, – мол, главное, подольше продержаться и побольше урвать. Китай именно потому имеет шанс на глобальное лидерство, что у него есть идея, которой можно увлечь другие страны. Идея простая: богатство и комфорт заслуживают не только те люди, которые живут на Западе, но и все остальные жители планеты. Китай, когда надо, устами своих дипломатов прямо говорит Западу: мы не распространяем бедность на планете, не распространяем голод, не распространяем нестабильность и не распространяем войны; так имейте же мужество терпеть нас рядом с собой. И вы видите – терпят.
И вот, значит, у таких руководителей наши ребята хотят одолжить. Ну, допустим. Вот когда китайцы начинают сотрудничество с какой-нибудь африканской страной, это означает, что там китайцы будут строить дороги, школы, откроют Институт Конфуция, чтобы местные дети смогли познакомиться с ещё одной крупной культурой, кроме западной. А у нас что им делать? Китайцы знают, что здесь когда-то был Советский Союз. Для них – это сильное государство, которое и Китаю помогало. Потом это государство рухнуло, развалилось на провинции, некоторые из которых погрязли в междоусобицах, почти все – в разбое, и к власти пришли новые царьки, одного из которых зовут Виктор Янукович.
Вот Янукович в Пекине. Уже не впервые. Дать ему денег? Помочь ему – очевидно – удержать власть? А что взамен?
Нефти у Украины нет. Руда или уголь? Ну, в общем, и в Африке есть, там китайцы уже привыкли работать и на них там точно не станут смотреть свысока, как у нас обычно смотрят. Очень хорошие почвы в Украине? Ну, вообще-то пора прекращать относиться к нашим чернозёмам чуть ли не религиозно. В мире есть места, где нет такой суровой или непредсказуемой зимы, как у нас, где можно снять по два урожая в год и где нет европейских традиций борьбы за землю и границ конкурирующего с Китаем Европейского Союза поблизости. Что ещё? Советские военные технологии? Так уже китайцев интересуют американские, европейские и израильские технологии, а не советские. Совместное участие в инфраструктурных проектах? А вы помните завершённые большие проекты с участием Китая в нашей стране?
Например, ещё год-два назад наши правители гордились тем, что Китай пообещал помочь построить железную дорогу из Киева в Борисполь. Говорили чуть ли не про миллиард долларов китайских инвестиций. И чего? Где дорога-то? А, кстати, было бы дело в Африке – уже построили бы. У нас же кое-что помешало. И это кое-что – явная заинтересованность власти конкретно в деньгах, а не в инфраструктуре.
Эта же заинтересованность нашей власти в деньгах заразила бы гнильцой китайские речи про «мы не распространяем бедность», если бы Китай взял нашу власть себе в союзники. Ну то есть заключить какое-нибудь громкое соглашение, подписать какой-нибудь меморандум ради «десяти тысяч лет стабильности и процветания» китайцы могут всегда и с кем угодно – всё-таки надо поддерживать в мире имидж тех, кто помогает и инвестирует. Но реально помогать и инвестировать?.. Это уже следующий шаг, который можно и не делать. Тем более, если Китай вступает в отношения с мафиозным государством. Да-да, там ведь следят за публикациями и знают, кто перед ними.
Но есть и ещё один факт. Пожалуй, главный. Владимир Путин неоднократно давал понять всему миру, что считает Украину – страной в зоне интересов Кремля. Можно долго доказывать миру обратное, но факт состоит в том, что конкретно Путин считает, что всё именно так – Украина это Россия.
Так вот, потенциал отношений России и Китая намного больше потенциала отношений Украины и Китая. Любую сделку Украины с Китаем Путин может покрыть гораздо более выгодной сделкой России с Китаем. Это означает, что до чего бы ни договорился сейчас Янукович в Пекине – он договаривается как правитель, над которым есть ещё Путин. Если Янукович попытается обеспечить себе некую самостоятельность за счёт Китая, то Путин вполне может свести в ноль этот результат. А Путин такой – если может, то сделает; просто ради красоты игры.
Итак, несмотря на самый серьёзный политический кризис в Украине за годы президентства Януковича, Янукович уехал из страны на несколько дней в Китай. Это – по его мнению, тот визит, который нельзя переносить или отменять. Мол, очень важно для экономики. В переводе на понятный язык: деньги на выживание режима можно добыть либо на Западе, что маловероятно без отказа от права режима на произвол, либо у Путина, что лишает режим независимости, либо в Пекине, что вроде как легко, выгодно и без особых обязательств. Но вот в чём штука: рассматривать Китай как мешок с золотом – оскорбительно для Китая; не рассчитывать на реальное сотрудничество с Китаем, а ждать конкретно деньги, – абсурдно; да и Путин не дремлет.