Еще до того, как оппозиционеры успели опомниться и понять, насколько важно для их политического будущего стать в авангарде протеста против отказа власти от европейского будущего Украины, на Майдане Независимости уже стоял “Майдан без политиков”, инициированный, конечно же, не главой администрации – у него и профиля в фейсбуке-то нет – и не его политтехнологами, а честными людьми из журналистской и общественной среды. Подчеркну, что слово “честные” я употребляю без иронии – просто потому, что понять, кто из этих людей действительно честен и искренне был уверен в необходимости неполитического протеста, а кто – платный провокатор, мы сможем наверняка говорить только после реальной смены системы, только после того, как у нас, как в бывшей ГДР, каждый получит доступ к архивам специальных служб и ознакомится с собственным досье и с материалами, связанными с резонансными событиями. То есть, возможно, и никогда. Так что пока что нужно не обвинять людей, а понимать происходящее, помня, что услужливый дурак нередко опаснее врага.
Самый страшный враг власти – не оппозиция, не гражданское общество и даже не народ. Самый страшный враг власти – ее собственная жестокость. Если бы “Беркут” не разогнал Майдан, который уже воспринимался властью как политический, при том что политических активистов на нем еще не было – то сейчас никакого гражданского противостояния в украинской столице бы не было, а честные гражданские активисты вместе с провокаторами проводили бы пресс-конференции и писали бы блоги, рассказывая о беспомощности оппозиционеров, о том, как те “слили” гражданский протест в угоду собственным амбициям, указаниям олигархов, трусости – ненужное зачеркнуть. Но “зачистка” произошла, многотысячный митинг прошел, Майдан состоялся. И теперь власти приходится действовать в условиях, которых у нее еще не было.
Но не нужно думать, что президентская администрация проиграет. На ее стороне не только авторитет власти, не только рычаги влияния на “силовиков”, но и та самая, взращиваемая годами армия провокаторов в журналистской и общественной среде, которую активно поддерживают “услужливые дураки” и которая пользуется помощью таких же провокационных – или просто непрофессионально работающих с контентом – интернет-ресурсов и телеканалов. И уверяю вас, что Сергей Левочкин командует своей армией куда профессиональнее, чем лидеры оппозиции – своей. Пусть эта армия меньше, но ее солдатам больше некуда отступать. Если мы узнаем о них всю правду – конец их карьерам, популярности, надеждам на политическую славу и депутатские мандаты, восторженным возгласам в социальных сетях. Останутся только презрение и деньги. Те самые сребреники, которые они зарабатывают последнее десятилетие – когда многим из низ стало ясно, как конвертировать Майдан.
Если те, кто хочет настоящего обновления страны и ее европейского будущего, действительно думают о результате, они должны понять одну простую вещь: провокаторам не место на Майдане. Тот, кто призывает к самостоятельным действиям и призывает плюнуть на оппозицию – провокатор. Тот, кто хочет облегчить власти разгон Майдана и его компрометацию – так, как это было в день митинга на Банковой – провокатор. Тот, кто не понимает важности общих действий политиков и гражданского общества в сложившейся ситуации – провокатор. Тот, кто сеет раздор на Майдане – по принципу разделения на политиков и “неполитиков”, взглядов, этнического происхождения – провокатор. А провокаторам не место среди честных людей. Их имена нужно “оглашать” с трибуны, их нужно больше никогда не пускать на Майдан. Они – нерукопожатны. Пусть сидят себе в своих редакциях, офисах и явках – но не среди честных людей, которые приехали в Киев, не для того, чтобы их разводили эти потерявшие совесть приспособленцы с горящими от жадности – а мы думали, от воодушевления – глазенками.
Я специально не называю никаких имен – именно потому, что в ситуации, когда многие теряют реалистичное понимание событий, можно оскорбить недалекого человека, поддавшегося общей истерии и ставшего орудием провокаторов. По делам их узнаете их. По словам их узнаете их.
Я не бросаю камня в окна Сергея Левочкина – потому что с самого начала своей работы, еще с 90-х, научился отличать офицеров от сексотов, уважать профессионализм одних и презирать ничтожность других. И я не сомневаюсь, что сам Левочкин относится к этим людишкам с таким же презрением. Но я знаю одно: если политики, гражданское общество и журналистская среда в ближайшее время не очистятся от провокаторов и идиотов – Майдан затопит этим дерьмом.