В начале программы ведущий объявил две темы. Первой стал "Новый железный занавес"; вторая часть программы была посвящена Дню освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков.
Как известно, луганский телеканал ИРТА в начале недели показал сюжет о том, что на украино-российской границе со стороны РФ пограничники возводят стену из колючей проволоки.
"Не новый ли это железный занавес и не начало ли новой холодной войны?", - задал ведущий вопрос гостям студии, так как в последнее время отношения между Украиной и Россией стали более чем напряжены.
Намерение Киева подписать ассоциацию с Евросоюзом не вызвали восторга у Москвы. Последние скандалы с кондитерскими продуктами из Украины, долги за газ и намеки российских властей о невыгодных условиях вступления Украины в ЕС тому подтверждение.
В этот раз в студию были приглашены: первый президент Украины Леонид Кравчук; нардеп Вячеслав Кириленко, "Батькивщина"; Юрий Мирошниченко, представитель президента в Верховной Раде; Анатолий Гриценко, экс-министр обороны, "Батькивщина"; Ирина Геращенко, УДАР; Александр Голуб, КПУ; Инна Богословская, Партия Регионов, эксперт Вадим Карасев; писатель Олесь Бузина; Анатолий Присяжнюк, председатель Киевской областной государственной администрации; историки Виктор Король и Владислав Гриневич.
Не обошлось без обсуждения дела Тимошенко и в этот раз. Зрителям напомнили заявление миссии Кокса-Квасьневского о том, что законопроект внефракционного депутата Анжелики Лабунской – лучшее основание для компромисса между властью и оппозицией в деле осужденного экс-премьера Юлии Тимошенко.
Согласно данному закону, осужденный может лечиться за границей, если в Украине ему помочь уже не могут. В таком случае, суд обязан освободить осужденного и разрешить ему выезд на лечение за рубеж.
Сама Тимошенко в своем недавнем обращении заявила, что оппозиция должна принять закон Лабунской без поправок и споров.
Потому что, дескать, Европа в лице Кокса и Квасьневского дала ясно понять Украине, что времени мало, а без выполнения всех требований ЕС с Украиной подписывать ассоциацию не будет.
В свою очередь, Тимошенко готова на любых условиях поехать в Германию, без амнистии, оправдания, а свое честно имя она готова восстановить позже, в ЕСПЧ.
Тем не менее, такой, казалось бы, взаимовыгодный компромисс достигнут не был даже между собравшимися в студии. Что и говорить о согласии в целой Верховной Раде.
Представитель власти Инна Богословская заявила, что законопроект Лабунской без поправок принят быть не может.
"Это позиция власти. Эта поправка должна быть для всех. Потому что не все заключенные могут лечиться 365 дней вне тюрьмы. Такая только Тимошенко", - сказала Богословская.
В свою очередь, представители оппозиции Анатолий Гриценко и Ирина Геращенко заявили, что их фракции поддержат закон Лабунской в парламенте, а любые поправки по нему должны быть согласованы с европредставителями.
По мнению Гриценко, Тимошенко даже согласившись на закон Лабунской, все равно должна выплатить штраф и отказаться от управленческой должности.
"Но мы будем за это голосовать, ведь Кокс и Квасньевский не просто так дали этот закон. Все это для того, чтобы Вильнюс был успешным", - сказал Гриценко.
Коммунист Александр Голуб парировал оппозиционных представителей тем, что Компартия никогда не примет закон, исходя из интересов одного человека - Тимошенко. Да и другим фракциям этого не советует.
"Ведь тогда надо будет отпустить и Маркова с Лозинским. Мы поддерживать не будем", - сказал Голуб.
Вячеслав Кириленко намекнул, что в нынешних спорах по поводу Тимошенко отчасти виноват и президент Виктор Янукович.
Ведь именно он переложил ответственность за решение вопроса Тимошенко на Раду.
"Европа сказала, что нужно принимать законопроект Лабунской, Тимошенко согласилась на все и оппозиции все поддерживает. Не поддерживает только ПР", - сказал Кириленко.
Поэтому, по мнению нардепа, президент должен дать команду, чтобы закон был принят.
"Тогда вопрос об ассоциации будет решен уже в следующий вторник", - заключил Кириленко.
При отсутствии в студии самого президента, его представитель Юрий Мирошниченко ответил оппозиции, что вопрос Тимошенко не вопрос президента, а вопрос общественного консенсуса. "Парламент должен найти решение, которое объединит общество, и президент подпишет закон", - сказал Мирошниченко.
"Я бы попросил парламент взвесить, что если он начнет искать стерильное решение этого вопроса, они его не найдут. И тогда возникнет вопрос – почему из-за одного человека Украина не стала членом ЕС? Так что приходите в парламент и работайте" – заключил Кравчук, которого первого вызвали к микрофону.
По мнению первого президента, Украине надо сделать все, чтобы подписать Соглашение об ассоциации, а потом стать членом Евросоюза.
"Нам не надо затягивать, а подписывать документы с ЕС. Если мы не подпишем соглашение, будет катастрофа", - сказал Кравчук.
Писатель Бузина не удержался прервать Кравчука и напомнил ему, что именно он отдал ядерное оружие страны, чем значительно понизил ее статус.
"Россия любит Украину и потому бьет ее. А Европа совершенно равнодушно относится к Украине. Ведь статус члена ЕС Украина не получит от ассоциации, ведь и в Африке есть ассоциативные члены", - сказал Бузина. Он также считает, что Украине не сможет прожить без России - уж слишком тесные культурные и экономические связи двух стран.
Кравчук ответил, что такое же украинцам говорили, когда Украина хотела стать независимой. Однако получилось все так, как решил народ.
Коммунист Александр Голуб не сказал ничего нового об украинско-российских отношениях. Всю его речь можно было свести только к одному – Украина должна вместе с Россией и другими странами бывшего СССР этот СССР возродить. Хотя бы вступив в Таможенный Союз, резюмировал Голуб. Кравчук смог немного охладить пыл Голуба своим ответом.
По словам Кравчука, нам надо идти в ЕС, чтобы научиться жить демократически и цивилизованно. А референдум о вступлении в ЕС не надо проводить, потому что мы не вступаем в ЕС, а подписываем соглашение об ассоциации.
Ведущий, по настоянию Голуба, решил провести опрос, поддержит ли население Украины вступление страны в Таможенный союз?
Опрос показал, что 60% народа против Таможенного союза, также и 72% профессуры не видят в Таможенном союзе ничего хорошего, чтобы его предпочесть ЕС.
Эксперт Карасев был удивлен нежеланием коммунистов идти в Европу – ведь там люди лучше всех социально защищены. По словам Карасева, ТС – закрытое объединение с высокой пошлиной. Украина буде меньше импортировать из Европы, "покупать Ладу Калина, а не европейские марки автомобилей".
Теперь спор развернулся между сторонниками и противниками Европы.
Последующие 20 минут передачи были ознаменованы словесными перепалками и спорами сторонников и противников европейского направления Украины. Противников было явно меньше, кроме Бузины и Голуба в студии никто не поддерживал Таможенный Союз.
Даже представители власти и оппозиции сошлись в одном мнении, что Украина должна идти в Европу.
Страсти постепенно накалялись и перешли от объективного диалога к взаимным обвинениями между коммунистом Голубом и бывшим президентом Кравчуком.
После рекламной паузы темой обсуждение стало 70-летие освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. "Освобождение Киева - победивших не судят?" – спросил ведущий у аудитории и гостей.
К микрофону вышел Анатолий Гриценко, бывший министр обороны Украины.
По его словам, число погибших при освобождении Киева составило более 250 тысяч человек, или 10-ю часть всех потерь Украины в войне 1941-1945.
По мнению Гриценко, освобождение Киева не нужно праздновать, как его запланировали власти. "Это день памяти, день молитвы",- сказал Гриценко.
Он также отметил, что те потери, которые были при освобождении Киева, не зависели от ошибок простых солдат и офицеров, которые шли на смерть. Главную ошибку тогда допустили высшее командное руководство во главе со Сталиным.
Но, заметил Гриценко, в наше время подобную операцию по освобождению такого крупного города, не смогли бы провести ни украинские военные, ни российские, ни даже западные.
Гриценко задали вопрос по воспоминаниям Виктора Астафьева, писателя, который прошел войну и лично участвовал в освобождении Киева – были ли оправданы те громадные жертвы?
Гриценко ответил, что уже тогда руководство советской армии почувствовало вину за несоизмеримые потери из-за своих неправильных расчетов и планов. Именно потому за освобождение Киева 2438 людей получили звание Героя СССР. Это составило 5-ю часть всех наград Героев СССР, которые были розданы во время войны. "Своего рода откуп", - сказал Гриценко об этом факте.
Также в студии была приведена цитата украинского режиссера Александра Довженка, который вспоминал о черной пехоте, гражданских, которых направляли на фронт просто для количества, без снаряжения, обмундирования, иногда даже без оружия.
Вступивший в диалог историк Гриневич заявил, что потери при освобождении Киева были настолько велики и не оправданы, что сейчас праздновать этот день с концертами и салютами просто нельзя.
После этого выступления участники программы разделились во мнениях. Одни считали, а это был в основном коммунист Александр Голуб, что заслуга советского командования в последнее время заслоняется не понятно чем, и на самом деле, чтобы Украина делала без Жукова и других маршалов.
Совершенно противоположным мнением обладали представители оппозиции, которые считали, что восхваление "советской" войны, Великой Отечественной, слишком преувеличено коммунистами. По их мнению, украинцы в этой войне победы не получили, так как потеряли большую часть своего населения, и праздновать сейчас этот праздник с парадами и увеселениями – все равно, что танцевать на могилах.
Более взвешенную позицию занял Анатолий Гриценко. Он сказал, что историю лучше изучать из открытых источников, у людей, которые участвовали в тех событиях, и которые, слава Богу, еще живы.
Гриценко считает, что чем более будет открытых источников, тем будет лучше. Это будет настоящая история. "Киев освобождали разные национальности, нужно поклониться всем. Это была одна страна. Поэтому обосабливаться Украине от других стран в этой прошедшей войне не стоит", - сказал он.
В целом, спор участников программы сводился к тому, как праздновать день освобождения Киева – с парадами или без, с финансированием плакатов и концертов, или молчаливым осознанием случившегося несчастья.
В конце концов, программа закончилась, и гости покинули студию, оставаясь каждый при своем мнении.