Конечно, относительно самой правомерности такого подхода могут быть разные точки зрения. Автор этих строк всегда придерживался мнения, что подписание соглашения со страной, удерживавшей в качестве своеобразных заложников политических оппонентов действующей власти, станет настоящей капитуляцией Европы перед диктатурой и авторитаризмом, позорным пятном на репутации ЕС. Но многие украинские политики, журналисты, общественные активисты защищали иную позицию: соглашение нужно подписывать в любом случае, чтобы не оставить администрации Януковича шансов для политического маневра. Такой же точки зрения придерживаются и многие западные политики - в основном из бывшего социалистического лагеря - впрочем, их интересует не столько Украина, сколько Россия, увеличению "сферы влияния" которой они пытаются противостоять. Той же логики, собственно, придерживаются и представители украинской власти, постоянно пытающиеся шантажировать своих западных партнеров уверениями, что если те не пойдут им навстречу, то они бросят страну в российские объятия.
Но дискуссия о том, должно ли тюремное заключение Тимошенко повлиять на заключение соглашения об ассоциации, лишается всякого смысла, когда отдаешь себе отчет, что без этого соглашения никто ничего все равно не подпишет. Украина может сколь угодно долго вести консультации со странами ЕС и наслаждаться их готовностью идти на компромисс, однако есть четкая позиция Германии, в очередной раз озвученная на днях федеральным канцлером Ангелой Меркель. Блеф о попадании в российскую зону влияния тоже уже мало кого пугает - Януковичу помешала жесткая позиция Путина, который даже не пытается сделать вид, что готов хоть к какому-то компромиссу с украинским коллегой. Поэтому вопрос о будущем ассоциации нужно ставить реалистичнее. Нужно не обсуждать, должно ли заключение Тимошенко повлиять на европейскую интеграцию Украины, а готов ли Янукович к освобождению лидера оппозиции.
Рассматривать мы можем любые вопросы, но пока судебные процедуры не окончены, не может быть позитивного результата. Уже не раз говорили, что комиссия рассматривает вопрос только тогда, когда принято окончательное судебное решение, а когда его нет - мы не можем рассматривать... Вопрос рассмотрят, но вывод будет, скорее всего, негативным.
— Член комиссии при Президенте по вопросам помилования Василий Фаринник прогнозирует, что комиссия откажется рекомендовать помиловать Юлию Тимошенко.
До последнего времени само обсуждение этого вопроса выглядело скорее сюжетом из фантастического романа: режим укреплялся день ото дня, не встречая серьезного общественного противодействия. Однако примерно такими же темпами пустела государственная казна. Главный враг режима - не украинский народ, а украинская экономика. А ее обрушения без иностранной помощи не избежать.
Если бы во власти не понимали этого, не случилось бы никакого освобождения Юрия Луценко, а в администрации не принимали бы женщин-депутатов, призывающих к помилованию Тимошенко. Янукович пытается показать потенциальным западным спасителем, что он - из плохих мальчиков, готовых исправиться. Другой вопрос: где границы этого исправления? Готов ли наш "плохой мальчик" выпустить из чулана запертую там узницу или надеется, что взрослые просто поверят ему на слово?
Ответ на этот вопрос - в страхах самого Януковича. Чего он боится больше - Тимошенко на свободе или Украины без денег. Как оценивает уровень угроз в случае, если Тимошенко освободят, а Украине помогут - и в случае, когда Тимошенко останется в тюрьме, а Украина окажется без кредитов и инвестиций? Скажу крамольную вещь: в первом случае шансов уцелеть у Януковича гораздо больше - но только он боится себе в этом признаться. Как ни парадоксально, на данном этапе цели власти, оппозиции, демократического общества и Запада совпадают. Власти нужно удержаться, оппозиции - добиться освобождения своего лидера и прекращения скатывания в болото авторитаризма, демократическому обществу важна интеграция с ЕС, Запад стремится сохранить Украину как предсказуемого соседа. Все остальное - это уже следующий этап. А на этом этапе с "плохим мальчиком" нужно работать, убеждая его, что после освобождения главной украинской политзаключенной ничего страшного для него не произойдет, напротив - проблем станет меньше.
Евросоюз уже пришел к этому выводу, продолжив полномочия миссии Кокса-Квасневского. Это решение стадо доказательством того, что в Брюсселе все еще продолжают рассчитывать на благоразумие Киева. Важно только, чтобы сам Янукович не расценил эту надежду как проявление слабости. От "плохого мальчика" ждут, что он откроет чулан.