ГлавнаяБлогиБлог Дарьи Бадьёр
Спецтема
Каннский кинофестиваль

Канны-2012. Невыносимая жизнь

Вчерашний Лозница особого фурора не произвел, но, вполне вероятно, его «В тумане» - это бомба замедленного действия. Единственное, эта бомба может возыметь эффект не только на Каннскую публику и жюри, но и на самого режиссера.

«В тумане» - как и многие представленные в Каннах-2012 фильмы, экранизация. Фильм поставлен по одноименной повести Василя Быкова - о мужчине, которому во Вторую мировую войну не повезло быть выпущенным немцам из плена. Естественно, советская сторона сразу принимает его за предателя: мол, почему тех троих повесили, а тебя нет?

Еще после предыдущего фильма, также участвовавшего в Каннском конкурсе в 2010 году, «Счастье мое», Сергей Лозница рассказывал, что ему интересно исследовать человека, поставленного в особые условия. В условия, под давлением которых ему приходится меняться, условия, из-за которых пространства для свободного выбора не остается - приходится делать то, что получается, а не то, что должен делать, или хочешь делать.

Где-то на втором часу фильма очень тихое и плавное повествование начинает складываться в довольно пугающую по своему масштабу картину: ситуация, когда человек, доведенный до крайности, воспринимает это с неким смирением, страшнее ситуации, когда человек, стоящий на грани, начинает стрелять по окружающим (как это было в предыдущем фильме).

Фильм очень медленный, и хотя Лозница старается не выносить никаких суждений относительно своих героев, «В тумане» все-таки немного более громоздкий, чем ожидалось. Если так пойдет и дальше, режиссер будет снимать восьмичасовые опусы про чудо творения, как у Терренса Малика. Будет обидно.

Следующим фильмом Лозницы, как сообщает не то Hollywood Reporter, не то Screen, будет картине о Бабьем Яре. Завтра намечается какой-то круглый стол для русскоязычной прессы, если попаду, выясню поподробнее.

«Космополис» Дэвида Кроненберга, показанный сегодня утром, - разговорная антиутопия про мальчика-миллионера, который в один день, сидя в своем лимузине (опять эти лимузины, на вопросе героя Паттинсона - а где же все лимузины находятся ночью? - журналисты в зале засмеялись - мы-то уже знаем, где), осознает, что все идет кувырком и что так жить больше нельзя.

Время действия - ближайшее будущее, пик развития технологий и их интеграции с капиталом. Общество делится строго на самых богатых, представителем которых является герой Паттинсона, тех, кто их обслуживает - учителя, врачи, консультанты, и, собственно, всех остальных, бедствующих и периодически поднимающихся на бунт. Внешне «Космополис» смахивает на «Бегущего по лезвию», и, в принципе, вполне мог бы оказаться экранизацией какой-нибудь книжки Филипа Дика, если бы не был экранизацией романа Дона ДеЛилло.

Пожалуй, «Космополис» может быть назван достойным представителем жанра разговорной научной фантастики. Но что-то в нем не так, что-то не цепляет так, как могло бы цеплять. Возможно, все дело в Роберте Паттинсоне, продолжившим нынешнюю тенденцию, обнаруженную при помощи Каннского конкурса - сладенькие кумиры девочек-подростков тоже могут быть хорошими актерами. Но Паттинсон не дотягивает до своих коллег Гаррета Хэдлунда и Зака Эфрона. Возможно, виной этому Дэвид Кроненберг, в фильмах у которого всегда играли такие актеры, которые сами знают, что делать. Возможно, деревянность Паттинсона была прописана в сценарии, кто знает. Тем не менее, у этого актера уже есть прививка от гламурных мелодрам (он устал от фильмов про Сумерки и уже совсем этого не скрывает) и он тянется в чему-то большему. Это похвальное стремление, но кажется, результатов оно пока не приносит.

Скорее всего, «Космополис» ничего не получит. В конкурсной программе осталось два фильма - «Муд» Джеффа Николса и «Вкус денег» Им Сан Су. Но, кажется, фавориты уже определились - это фильмы Ханеке, Леоса Каракса, Кристиана Мунджиу и, вероятно, Ли Дэниелса.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram