У вашей банковской группы есть интересы в Украине, верно?
Да, тут работает наш «Правэкс-банк». Но в сферу моей компетенции контроль над работой этого банка не входит. Мой интерес в Украине связан только с работой Фонда «Эффективное управление» – я вхожу в его Международный консультационный совет.
Как ваша банковская группа переживает кризис в Европе?
Мы – крупнейший итальянский банк, и один из крупнейших в Европе. Нам никогда не требовалась какая-то внешняя поддержка или финансирование. Мы – крепкий финансовый конгломерат. Конечно, у нас были и греческие ценные бумаги. Но они были относительно легко списаны.
Ваш банк имеет представительства в разных странах. Какая из европейских стран пострадала больше всех, не считая Греции?
Ни одна страна не пострадала так сильно как Греция. Другие страны можно характеризовать разным образом, конечно. Но я бы не хотел называть какую-то из них, потому что любая очень далека от Греции.
Тогда поговорим о кризисе в Европе.
Мы можем вынести несколько уроков из этого кризиса. Уязвимость Еврозоны в ее сегодняшнем виде гораздо заметнее, чем раньше. Участники монетарного союза очень отличаются друг от друга и имеют разное влияние. ВВП на душу населения в разных странах отличается, есть огромная дистанция между странами. Понятно, что для создания крепкого монетарного союза нужен единый наднациональный фискальный (тут: служащий интересам бюджета, – LB.ua) центр. И в то же время намного более гибкий и мобильный рынок труда. Включая гибкость, которая подразумевает под собой уменьшение зарплаты. Если этих двух условий нет (гибкого рынка труда и фискального центра), то проводить эффективную монетарную политику невозможно. Это первое.
Второе, что нужно учитывать, это что кризис в Европе был вызван в основном внешними причинами. Даже в случае Греции главной причинами проблем был огромный торговый дисбаланс и экстраординарный внешний долг. В Греции дисбаланс проявился из-за безответственной бюджетной политики правительства. Что касается Ирландии, Испании или Португалии, то там причиной была не бюджетная политика. С точки зрения макроэкономиста, в этих странах бесконтрольно росли долги в частном секторе. Объемы займов были так велики, что это начало угрожать стабильности в этих странах. Вот почему любые дисбалансы – в частной ли, в государственной ли сфере – приводят к проблемам в рамках одной валютной зоны. Монетарный союз не был готов к такому кризису. Не было институтов, которые бы занимались этим вопросом. Мы находимся в ситуации, когда надо такой институт, такой механизм создавать. Потому что ни одна страна еврозоны сама по себе справиться с кризисом не может. У нас нет положения о «спасительных кредитах» (так называемый bailout). У Европейского Центробанка нет широких полномочий или специальных функций для этого. Это вторая проблема.
Наконец, третье условие, которое следует разрешить – это найти путь выхода из кризиса. Последнее решение по Греции – это временная мера. Списание долгов и «спасительный кредит» только дали нам время, чтобы решить греческие проблемы. Но сама проблема остается.
Следует ли Венгрии вступать в такой монетарный союз в его сегодняшнем состоянии?
Правила игры таковы, что вы сперва должны достигнуть необходимых критериев в экономике – согласно Маастрихтским соглашениям. Там есть некоторые противоречия в этих требованиях, не только для стран-кандидатов, но и для членов еврозоны. Например, там не рассматриваются вопросы внешнего влияния на экономику внутри еврозоны. Разные по конкурентоспособности страны с трудом уживаются в одной валютной зоне. Торговые потоки внутри зоны четко соотносятся с уровнем конкурентоспособности. Поэтому те страны, которые экономически не готовы состязаться, не должны бежать в монетарный союз сломя голову. Это справедливо и для Украины, для нее это даже более важно, чем для Венгрии.
На дебатах вы будете дискутировать о государственных расходах. Ваша позиция – расходы надо сокращать. Поясните эту точку зрения?
Общее правило – дисциплина бюджетной политики является предисловием любой стабильной экономики. Как человек, который работал в Центробанке, я никогда не поддержу расслабленную бюджетную политику. Но если в вашей стране есть дисциплина в сборе и расходовании средств, если все благополучно, то можно увеличивать траты, конечно. Но когда дует холодный ветер в экономике, то надо компенсировать негативное влияние.
В Украине я не вижу причин для расслабленности. Даже на поверхности мы видим официальный бюджетный дисбаланс, не говоря уже о скрытом бюджетном дефиците (из-за «Нефтегаза» и других госкомпаний). Если мы эту картину в целом рассмотрим, то вообще ни о каких тратах не может быть и речи. На макроуровне баланс Украины негативный. Это значит, что дефицит опять растет. А так как у Украины нет доступа к внешним финансовым рынкам, то нет никакой возможности для увеличения внутреннего спроса. Руки бюджетной политики скованы.
Когда вы говорите о «дисциплине» в бюджетной политике, вы имеете ввиду отсутствие воровства, коррупции?
Это важно, это необходимо, но этого недостаточно. Речь идет о том, чтобы вести разумную, сбалансированную бюджетную политику. Политику, которой можно доверять. Давайте будем реалистами: нет такой страны в мире, чтобы там совсем не было коррупции. Но коррупция должна строго преследоваться. По отношению к коррупции должна быть «нулевая толерантность». Иначе мы будем говорить не то что о «недисциплинированной» бюджетной политики. Мы будем говорить об отсутствии какой-либо политики вообще, потому что после определенного уровня коррупция просто уничтожает основы экономики.