«Вводя односторонний запрет на ввоз мясной и молочной продукции из Беларуси, Украина недооценила риски, связанные с возможной реакцией на этот шаг партнеров Беларуси по Таможенному союзу – России и Казахстана», – отметил Курмашов. Эксперт допускает, что в качестве ответной меры в адрес Украины, вслед за «сырной войной», могут последовать дополнительные экономические ограничения со стороны России, а также – со стороны Казахстана.
«Таможенный союз – это не только торгово-экономическое объединение, но еще и политическое. В политических союзах существует практика защиты каждого члена объединения со стороны партнеров. Поэтому не следует забывать, что когда официальный Киев в одностороннем порядке вводит ограничения на ввоз определенных групп товаров из Беларуси, он вступает в конфронтацию со всеми странами-членами Таможенного Союза», – отметил Евгений Курмашов.
«Данная ситуация будет служить хорошим индикатором того, насколько страны-участники Таможенного союза готовы защищать своих партнеров по торгово-экономическому объединению в случае, если у одной из стран возникают подобные проблемы с некой третьей стороной. Такой третьей стороной сегодня выступает Украина, ограничив поставки определенной группы товаров из Беларуси», – пояснил Курмашов.
«Данная ситуация – это хорошая возможность получить ответ на вопрос «чем на данный момент является Таможенный союз?» Является ли он мощным торгово-экономическим блоком, внутри которого каждая из стран может рассчитывать на помощь партнеров?», – добавил эксперт. «Если Беларусь в данном конфликте с Украиной так и останется один на один с официальным Киевом, то с большой долей вероятности можно будет говорить о том, что внутри Таможенного союза не работают механизмы ни политической, ни экономической взаимоподдержки странами-членами друг друга в подобных ситуациях», – резюмировал эксперт.