Кресло министра финансов, по сути, пустует после отставки Федора Ярошенко – Валерий Хорошковский оказался в этом кресле лишь временщиком.
Его устранение из министерства финансов с одновременным назначением первым вице-премьером оказалось самым нелогичным в этом правительстве – ну, по крайней мере, если согласиться с логикой, что каждый вице-премьер должен одновременно руководить отраслевым министерством. Именно эта логика была озвучена – и воплощена в жизнь – при недавнем переформатировании правительства. И никто не объяснил, почему она нарушена при новом назначении Хорошковского, который – не будем забывать – уже был министром, когда готовился указ о вице-премьерстве. И назначение которого министром финансов штатные пропагандисты Партии регионов с депутатскими значками на лацканах и старомодных блузках объявили чуть ли не лучшим профессиональным решением президента Виктора Януковича.
Но ситуация немедленно перестает быть сложной, если мы перестанем искать в действиях президента и его окружения какую-либо логику, связанную с экономическим развитием страны и поймем, что руководящие должности в Украине существуют для двух целей – доступа к ресурсу и защиты (лоббирования интересов) собственного бизнеса. Тогда нелогичность в действиях власть предержащих начинает уступать место четкой и прозрачной логике клановой борьбы.
В окружении Януковича, как известно, сегодня существуют три основные группы игроков. Это конфедерация «донецких» кланов, воюющих между собой, но объединяющихся перед угрозой неминуемой опасности и вторжения чужаков на свою территорию – причем под этой территорией подразумевается сегодня не Донбасс, а вся Украина, которую, по мысли «донецких», после победы Януковича им отдали на пропитание. Это «семья» президента – группа, в которую входят не только близкие родственники Виктора Федоровича, но и люди, лично ему преданные и связывающие свой успех исключительно с его пребыванием на президентской должности.
Ну и, наконец, это группировка лоббистов «Росукрэнерго», умевшая защищать свои позиции при любой власти.
«Семье» и РУЭ достаточно непросто усиливать свои позиции во власти самостоятельно – еще недавно «донецкие» были слишком сильны и контролировали все вокруг. Только заключая между собой ситуативные союзы, «семейная группировка» и группа «Росукрэнерго» смогли одержать одну победу за другой, «вымывая» земляков президента с критически важных для донецкого клана должностей и затрудняя для побежденных доступ к высочайшей персоне. Однако теперь, когда успешному развитию наступления групп-победительниц ничто не угрожает, они могут все чаще конкурировать между собой. Победа над премьером Николаем Азаровым, в результате которой своего поста лишился министр финансов Федор Ярошенко, была одержана еще до того, как удалось выдавать из правительства первого вице-премьера Андрея Клюева.
Поэтому если вначале назначение Хорошковского министром финансов казалось вполне логичным разменом между «семьей» и РУЭ: вы нам СБУ, мы вам Минфин, то после появления еще нескольких вакансий баланс нарушился. Отдать Хорошковскому Министерство финансов и назначить его еще и первым вице-премьером – это означает слишком усилить чужих, по сути, президенту людей – когда рядом изнывают от желания послужить родине свои, родные. Поэтому начался новый тур разменов. Портфель первого вице-премьера – пожалуйста. Но отдайте обратно Минфин, а мы уж обязательно назначим своего человечка... Ну а потом посоревнуемся за пост премьера. Вы, ребята из РУЭ, думаете, что это будет Хорошковский? А мы вот думаем, что это будет Арбузов...
"Я ему (Порошенко) сказал – подготовьте... очень сжатую, короткую программу, с чем вы хотели бы прийти в Министерство экономики"
— Виктор Янукович, Президент Украины
Или поищем компромисс?
У читателя вопрос: а при чем же тут Порошенко-то? А Порошенко тут совершенно ни при чем.
В нынешних раскладах он играет роль, которую при формировании правительства Николая Азарова сыграл Сергей Тигипко. Не имеющий тогда достаточного влияния представитель группы «Росукрэнерго» – он же глава президентской администрации – Сергей Левочкин – додумался предложить президенту в качестве «главного реформатора» независимого и к тому же популярного в народе специалиста – ну должен же кто-то и делом заниматься, пока другие будут оприходывать?
Предложение имело далеко идущие планы – вспомним об идее слияния Партии регионов и «Сильной Украины», в ходе которого Тигипко не скрывал своего желания возглавить «партию власти». Но партию «донецким» удалось отбить, а «росукрэнерговцы» смогли развить аппаратное наступление и без слияния, так что сегодня история с Тигипко кажется обманным маневром. Обманным и для «донецких», и для него самого – влияния во власти вице-премьер не приобрел, а политические перспективы растерял. Впрочем, если главной целью для Сергея Леонидовича была защита собственного бизнеса, то пока что все в порядке.
Порошенко – это такой анти-Тигипко Азарова. Премьер ослабел настолько, что теперь не может прямо сказать президенту, что ему не хватает своих людей в правительстве. И он вынужден прибегнуть к уловке Левочкина: предложить кандидатуру Порошенко в качестве нового «главного реформатора», независимого и к тому же популярного и в стране и на Западе – ну должен же кто-то и делом заниматься, пока твои ребята будут оприходывать? Януковичу, как и в случае с Тигипко, такая логика понятна – о том, почему не получилось с Сергеем Леонидовичем, он задумываться не будет, потому что в этом случае нужно признаться самому себе, что дело не в Тигипко и даже не в Азарове, а в ком-то другом, поважнее.
Но и Порошенко вынужден учитывать последствия прихода Тигипко в правительство – и, кроме того, он куда лучше осведомлен о подлинном накале борьбы между кланами, чем все украинские журналисты вместе взятые. Поэтому согласиться с новым назначением Петр Алексеевич может в одном-единственном случае – если он понимает, что в суматохе перераспределений и экспроприаций может просто потерять бизнес или хотя бы лишиться большей его части. Но при этом он не может не учитывать репутационных потерь и утраты образа, с таким трудом восстанавливавшегося и формировавшегося несколько лет кряду. Словом, непростая задача. И самое главное – бесперспективная с точки зрения преодоления экономических проблем страны.
Потому что для преодоления этих проблем нужны не перемены в клановом раскладе. Не победа одной группировки над другой. И даже не появление в правительстве декоративного профессионала. Даже внепартийное правительство профессионалов сегодня уже не спасет страну.
Для преодоления проблем нужна другая власть – власть не просто компетентная, но пользующаяся доверием. Власть, которой будут верить и в самой стране, и на Западе, и на Востоке. И не нужно обманывать себя и говорить, что в такой власти есть место для Виктора Януковича.