С момента обретения независимости Украина была приоритетной страной-партнером для ЕС в рамках Европейской политики соседства и Восточного партнерства, так как она считается ключевым региональным игроком, который значительно влияет на безопасность, стабильность и благосостояние всего региона, и поэтому несет соответствующую долю ответственности.
На своем трудном пути к демократии Украина сделала важные шаги в отношении своего экономического и политического развития. Однако, новая украинская власть начала свертывание демократических достижений Оранжевой революции. Обвинительный приговор бывшему премьер-министру Юлии Тимошенко от 11 октября 2011 вызвал серьезное беспокойство относительно политических свобод, верховенства права и состояния демократии в Украине. Европейская народная партия убеждена, что это будет иметь серьезные негативные последствия для будущих отношений Украины с Европейским Союзом и для Соглашения об ассоциации, а также это еще больше отдаляет страну от европейской перспективы.
Поэтому, Европейская народная партия:
1) считая, что углубление отношений между ЕС и Украиной имеет большое значение, особенно для стремлений Украины согласно статье 49 Договора о создании Европейского Союза, подчеркивает, что это будет возможным только в случае соблюдения всех критериев, определенных в статье 2 ДСЕС, включая уважение к принципам демократии, правам человека, фундаментальным свободам и верховенства права;
2) напоминает, что украинская власть, включая президента Януковича, неоднократно выражала свою приверженность европейским ценностям и процесса интеграции с амбициями в дальней перспективе стать государством-членом ЕС; подчеркивает личную ответственность Януковича относительно выполнения его многочисленных обещаний, которые он давал международным и европейским партнерам, относительно соблюдения прав человека и верховенства права;
3) выражает сожаление из-за продолжающегося сворачивания демократических свобод, избирательного правосудия, а также постоянной практики использования государственных институтов как инструментов достижения партийных целей и осуществления политической мести в Украине, что было продемонстрировано осуждением бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко; отмечает, что укрепление верховенства права и независимости судебной системы, а также начало настоящей борьбы с коррупцией являются важными не только для углубления отношений между Украиной и ЕС, но и для консолидации демократии в Украине;
4) напоминает, что судебный процесс над Юлией Тимошенко был политически мотивированным и не уважал международные стандарты, заставив ЕС размышлять над его политикой в отношении Украины; поэтому призывает украинские власти обеспечить справедливый, прозрачный и не предвзятый процесс рассмотрения апелляции Юлии Тимошенко и членов ее правительства, обвиняемых в экономических преступлениях;
5) призывает Верховную Раду безотлагательно пересмотреть и внести поправки в уголовный кодекс, который был выборочно применен против Юлии Тимошенко, в частности это касается статьи 365, которая происходит еще из советского Уголовного кодекса и предусматривает уголовное преследование за политические решения, а следовательно не отвечает международным стандартам;
6) требует, чтобы украинская власть гарантировала фундаментальные права Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и Валерия Иващенко на здоровье и благосостояние, и чтобы они получили необходимую им медицинскую помощь в соответствии с международными стандартами, в том числе, чтобы к ним была допущена команда врачей ЕС, которая бы смогла их осмотреть;
7) призывает украинские власти позаботиться о проведении всесторонней реформы судебной системы в соответствии со стандартами ЕС для того, чтобы предупредить выборочное применение правосудия и обеспечить независимое, справедливое, беспристрастное и прозрачное судопроизводство, гарантирующее, что судебные процессы не будут использоваться с политическими целями и проводиться со строгим соблюдением верховенства права;
8) предупреждает, что никакие из будущих выборов в Украине не будут считаться свободными и честными, если лидеры оппозиции, особенно Юлия Тимошенко и Юрий Луценко, не будут освобождены; поэтому требует от украинских властей безоговорочного освобождения Юлии Тимошенко и других членов оппозиции, их полной политической реабилитации, в том числе обеспечения их права на полноценное участие в политических процессах уже сейчас и на выборах в Украине в 2012 году;
9) осуждает варварское и возмутительное решение Шевченковского районного суда города Киева провести заседание суда непосредственно в тюремной камере Юлии Тимошенко, несмотря на критическое состояние ее здоровья и нарушая все возможные демократические правовые стандарты;
10) предостерегает от ухудшения уровня свободы прессы и независимости СМИ в Украине с попытками прямым или косвенным образом контролировать содержание сообщений национальных СМИ или распределение цифровых телевизионных частот; подчеркивает, что свобода слова и независимость и плюрализм СМИ являются краеугольными камнями прочной и устойчивой демократии, а также они относятся к общим ценностям;
11) подчеркивает добавленную стоимость Соглашения по ЗСТ для ЕС и Украины, как части Соглашения об ассоциации, которое, согласно статье 217 ДСЕС, предусматривает беспрецедентный уровень интеграции между ЕС и третьими странами путем принятия последним большой части acquis communautaire (законодательства) ЕС;
12) считает, что Соглашение о ЗСТ послужит рычагом влияния для украинской экономики и демократии с целью, с одной стороны, привлечения европейского капитала и инвестиций, а также увеличения устойчивости и модернизации украинской экономики, и, с другой стороны, способствовать верховенству права в Украине;
13) призывает к парафированию в декабре 2011, при польском президентстве, документа уже завершенных переговоров по Соглашению об ассоциации, включая Соглашение о ЗСТ как его неотъемлемую часть; предупреждает, что если не произойдет ощутимых изменений относительно внедрения необходимых реформ и укрепления демократии, прав человека и верховенства права в Украине, а также если будут продолжаться политически мотивированные судебные процессы против оппозиции, а Юлия Тимошенко не будет освобождена, ЕС может отказаться от подписания и ратификации Соглашения об ассоциации. Поэтому президент Янукович и украинские власти должны осознать, что могут потерять Украину, но, еще важнее то, что продемонстрировав потенциальный прогресс в отношениях между ЕС и Украиной, ЕС направит позитивный сигнал украинскому государству и его народу, который имеет законные европейские стремления;
14) отмечает, что в случае, если украинская власть введет реальные изменения относительно верховенства права и уважения прав человека и фундаментальных свобод, которые являются очень важными, а также прекратит политически мотивированные преследования оппозиции, о которых заявляло международное сообщество, Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС будет подписано в течение первой половины 2012 года; однако, если какой-то из неотъемлемых и основополагающих принципов Соглашения об ассоциации будет проигнорирован или нарушен Украиной, ЕС разработает механизм временной приостановки всего Соглашения об ассоциации;
15) выражает свою обеспокоенность тем, что изначально процесс принятия нового закона о выборах был лишен прозрачности и не был инклюзивным; хотя в итоге в парламенте был достигнут компромисс, он не включил ряд важных рекомендаций Венецианской Комиссии, а правящее большинство отказалось принимать избирательный кодекс, предложенный оппозицией и одобренный экспертами Совета Европы;
16) отмечает решающее значение отделения политики от крупного бизнеса как предпосылки улучшения экономической свободы, надлежащего управления и борьбы с коррупцией в Украине;
17) выступает за усиленную двустороннюю политику ЕС в отношении Украины: он должен быть требовательным и критичным к власти, оставаясь открытым, щедрым и привлекательным для украинского гражданского общества;
18) считает, что в соответствии с пересмотренной Европейской политикой соседства, в сотрудничестве между Украиной и ЕС необходимо уделять особое внимание партнерским демократическим действующим лицам в ЕС, таким как профсоюзы, неправительственные организации, соответствующим организациям работодателей, фермеров, женщин, участникам религиозного диалога, потребителям, молодежи, журналистам, учителей, органов местного самоуправления, университетов, студентов и организации по борьбе с изменением климата;
19) призывает ЕС в его сотрудничестве с Украиной поддержать парламент, местную и региональную власть, и гражданское общество в их стремлении играть надлежащую роль в определении стратегий сотрудничества, привлечения правительства к ответственности, проверки и оценки показателей его деятельности и достигнутых результатов.