Закон предусматривает возвращение к смешанной избирательной системе, повышение проходного барьера до 5% и запрет на участие блоков партий. За закон проголосовали представители БЮТ и НУ-НС, что вызвало напряжение внутри далеко не единой оппозиции.
Ведущий напомнил, что Евросоюз назвал принятие закона - "положительным для демократии сигналом" именно из-за того, что в голосовании приняли участие и провластное большинство, и представители оппозиции. Экспертам предложили высказаться - может ли такой сигнал угрожать этой самой демократии.
А к микрофону первым вышел член фракции НУ-НС и партии "Фронт змин" Руслан Князевич, которому ведущий напомнил его же слова о том, что власть пытается использовать оппозицию при работе над законопроектом как ширму. В то же время, Князевич входил в рабочую комиссию и представлял документ в сессионном зале. Депутату пришлось снова объяснять, почему он это сделал: существовала угроза, что власть примет закон в значительно более худшем виде, который позволит ей без особого труда фальсифицировать выборы через год.
Вопросы ему задавали как Олег Тягнибок, который позиционируется сейчас как главный обиженный на коллег по оппозиции, так и коллеги по фракции, которые не голосовали - в лице Андрея Парубия.
После обмена репликами, "литвиновец" Олег Зарубинский поинтересовался - как фракция НУ-НС будет делить положенную ей квоту глав теризбиркомов, намекая на то, что в составе блока почти десяток партий.
"На политсовете блока было принято политическое решение, вместе с тем, чтобы поддержать закон, единогласно приняли решение, что только по решению политсовета блока совместно, консолидировано, будет приниматься такое важное решение", - сказал Князевич.
Олег Тягнибок своим временем воспользовался для того, чтобы поиронизировать над парламентской оппозицией.
"Почему так бывает - что весь год оппозиция распинает власть, а когда приходит время принять судьбоносное решение - она идет на компромисс?", - довольно вопрошал Тягнибок.
Участники и эксперты принялись убеждать лидера "Свободы", что все не совсем так однозначно. Но это не совсем убедило Тягнибока и он даже процитировал Андрею Шевченко рекламу конфет, где желтое драже на кассе в магазине говорит красному: "Мы в списке приглашенных". - "Это не список приглашенных - это меню", - ответило красное.
"Вот так и вы окажетесь в меню!", - пригрозил Тягнибок.
Представителю КПУ Александру Голубу пришлось оправдываться, почему они поддержали голосование.
"На прошлых выборах мы набрали 5,7% голосов. На местных выборах показали, что поддержка еще выше. Поэтому мы расчитываем преодолеть избирательный барьер и на этот раз", - таким образом он попытался развеять подозрения в том, что КПУ поддержала смешанную систему выборов, опасаясь, что не пройдет в следующий парламент по партспискам.
Более того, как оказалось, лидер КПУ Петр Симоненко пытался проявить снисходительность к другим партиям. "Зная, что много избирателей из-за повышения барьера могут оказаться не представленными в парламенте, он предложил снизить порог до 1%, но ни большинство, ни оппозиция даже не обратили на это внимания", - посетовал Голуб.
Услышав об амбициях КПУ, гости студии заинтересовались, за счет чего партия расчитывает пройти в Раду. Эксперт Института Горшенина Марина Ткаченко спросила - будет это нечто новое или по-прежнему протестная риторика. Голуб поведал о целом арсенале заготовок. Вплоть до акций протеста на улицах под красными флагами, как это происходит в Европе.
Андрей Шевченко представлял ту часть фракции БЮТ, которая не голосовала за закон. При этом, к самому факту его принятие он относится менее драматично, чем, например, Тягнибок и Парубий.
"Эта юридическая казуистика должна отвлечь нас от реальных проблем - кран в Киеве упал, пенсионерам не выплачивают деньги...", - заявил он.
Ведущий поинтересовался, возможно ли, в развитие хода голосования, продолжение сотрудничества ПР и БЮТ. Шевченко эту возможность отбросил. Зато он положительно оценил перспективы сотрудничества с "Фронтом змин".
Присутствующих также интересовала позиция лидера БЮТ Юлии Тимошенко. Но Андрей Шевченко, как и руководство фракции, ничего об этом не знал.
"Мне позиция Тимошенко неизвестна", - сообщил депутат.
Выступление Олега Зарубинского свелось к выводу, что "мажоритарка", хоть и не чистая, лучше пропорциональной системы. Эти слова вызвали улыбку у некоторых присутствующих - уже давно ходят слухи о том, что Народная партия повторит судьбу "Сильной Украины", растворившись в Партии регионов.
Регионал Владимир Олийнык, выступая почти в самом конце, выполнял функции адвоката Партии регионов, которую в ходе эфира обвинили и в стремлении к узурпации власти, изменению Конституции. Отвечая на прозвучавшее обвинение в том, что власть обещала открытые избирательные списки, но не сдержала слово (списки будут формироваться руководством партий), заявил, что люди не готовы к ним вовсе. "Мажоритарку люди знают, а вот открытые списки...", - сказал он.
Андрей Парубий оказался наиболее последовательным критиком принятого закона в отличие от лояльного Шевченко и наиболее аргументированным, в отличие от Тягнибока, которые делал упор на юмор. Он выразил сожаление, что принятый закон легитимизирует инцииативы властей, а также зачитал отрывок от выводов Венецианской комиссии, который