Был туман во Вроцлавском аэропорту или все же решение не лететь на встречу с президентами Польши и Германии было политическим? Мог самолет президента Украины вылететь по графику или Янукович действительно не хотел рисковать? Решил ли он лететь во Вроцлав, когда понял, что в историю с туманом никто не верит или на самом деле просто отложил вылет?
Правду мы никогда не узнаем – потому что, боюсь, ее не знает и сам украинский президент. Он инстинктивно сторонится встреч с европейскими партнерами, потому что они говорят ему в основном неприятные вещи, выводят из того комфортного аквариума лжи, лести и приспособленчества в котором Янукович чувствует себя как рыба в воде. И любая миграция из этого аквариума для украинского президента болезненна.
Именно поэтому у него и у европейских президентов, которые пытаются заставить Януковича посмотреть в глаза реальности – разные цели. Для президентов Польши и Германии важно, чтобы Украина двигалась в европейском направлении. Польше нужен предсказуемый сосед, Германии – чтобы украинская экономика существовала в европейской парадигме. А украинскому президенту – чтобы полученная им в управление страна превратилась в большой и теплый аквариум, по которому он мог бы передвигаться, не опасаясь, что кто-то усомниться в его величии и поймет, что он никакой не кит, а просто аквариумная рыбка, которая не может стать большой. Большим может стать только аквариум. И в построении этого аквариума европейцы Януковичу – не союзники.
Именно поэтому во Вроцлаве никаких переговоров не получилось. И после встречи с президентом Украины даже президент Польши, обычно оптимистично настроенный и явно заинтересованный в успехе польского председательства в Европейском Союзе, уже не нашел ободряющих слов. По большому слову, в Варшаве уже поняли, что этот успех не будет связан с приближением Украины и сейчас ищут только возможность достойно выйти из ситуации и передать решение украинского вопроса следующему председательствующему – Дании.
Понятно, что для Копенгагена Украина уж наверняка не будет приоритетом и с ее руководителями датчане церемониться не будут, уговаривать их, как поляки, не станут. О европейской ассоциации можно благополучно забыть.
У руководства Украины теперь – совершенно другие приоритеты. То, как лихорадочно пытаются украинские руководители доказать, что компромисс с Россией относительно новой газовой цены вот-вот будет найден, на самом деле только приоткрывает завесу над торгом, продолжающимся в столице нашей бывшей империи. И ставки здесь действительно очень высоки, куда выше, чем на переговорах с Европейским Союзом. Это и контроль «Газпрома» над украинской газотранспортной системой, и возможность получения российскими олигархами наиболее важных объектов украинской промышленности, и даже присоединение Украины вначале к Таможенному, а затем и к Евразийскому Союзу – после того, как сама Россия вступит в ВТО, это уже перестанет быть политической фантастикой и превратится в жесткое требование, которое Владимир Путин станет выдвигать своему незадачливому вассалу.
И кто в ситуации этого торга будет вообще вспоминать о Европейском Союзе, об открывшихся перед нами цивилизационных возможностях, безжалостно растоптанных Виктором Януковичем и его окружением? Мы каждый день будем следить за совсем другими, не менее захватывающими новостями – кого посадили, у кого отобрали бизнес, кто исчез навсегда, сколько людей пострадало в результате неразрешенной демонстрации... Какая уж тут Европа? Вспомнить о Европе можно будет только тогда, когда аквариум, который столь увлеченно строит для себя житель Межигорья, станет государством, а не вместилищем для рыб и мальков. Ведь аквариум этот – не европейского, а белорусского производства...